Консультация для родителей «Воспитание через сказку»
консультация

Семенова Валентина Ивановна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитание через сказку»

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнее время в нашем обществе, это ухудшение духовно-нравственного состояние. Обеднение моральных устоев, которая выражается в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие, большое значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственного воспитания тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, которые окружают малыша, чем добрее и справедливее они относятся к нему. Тем самым служат наглядным примером для подражания. Ведь ребенок как губка готов впитывать все, что происходит вокруг него, беда в том, что малыш не готов различать добро и зло, правду и ложь, хорошее и плохое. Задача взрослого окружения ребенка показать, на своем собственном примере, как правильно жить в гармонии с собой, окружение и обществом в целом.

Чаще всего в качестве работы по духовно-нравственному воспитаниюпредпочитают идти путем ознакомления с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком путем взаимодействия с педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Одним из эффективных методов работы, в данном направлении, можно считать духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности на основе русского фольклора, русской народной сказки. Ведь именно через нее малыш может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение. В раннем дошкольном возрасте все это происходит еще неосознанно, но со временем это станет для ребенка нормой, за которую необходимо на раннем этапе развития работать взрослым.

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красоте, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Одним из главных составляющих русского фольклора является сказка. Сказкаимеет древнейшие корни в истории и русской культуры. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребёнок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силами добра. Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить в него уверенность и неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, но мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло. Дети всегда открыты для сказки, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. А сами слова «сказка»«чудо»«волшебство» обладают особым значением и раздвигают рамки обыденной реальной действительности. Мудрый опыт поколений, использовавший сказку с целью воспитательного воздействия и приобщения детей к русской культуре.

Усилить эффект сказки может только театрализованная сказка, когда ребенок сопереживает реальным героям, видя их воочию. Он может участвовать в процессе или быть просто зрителем. Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Жанр сказок является самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам русских народных сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общее значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, необходимо чаще включать в работу с детьми этот метод воздействия.

Ведь каждая сказка это как вкусная и полезная конфета. За яркой оберткой волшебства, которая так манит детей, кроются знания и мудрость, необходимые им для развития полноценной личности. Это своеобразное лекарство от любых детских проблем, только лекарство вкусное, легко проглатываемое, ему ребенок не будет противиться — воспримет без критики.

Сказочные герои так горячо любимы детьми. Они всегда добрые, честные, справедливые, щедрые, смекалистые и простые. Они на сказочном языке донесут до разума крохи, как правильно поступать. И их дети послушаются с радостью, примеряют на себя их характер, попытаются подражать, запомнить правильные схемы взаимодействия между людьми, модели морального и социального поведения, отношения к природе. Все глубоко и познавательно в сказке.

Возьмем некоторые из сказок и рассмотрим их более подробно. Вот например:

- сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми;

- сказка «Бобовое зернышко» учит, что забота о близких поощряется;

- сказки «Теремок»«Зимовье зверей» учат дружить;

- сказки «Гуси-лебеди»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Снегурочка»«Терешечка» учат слушаться родителей, старших;

– сказки «Хаврошечка»«Мороз Иванович»«Царевна-лягушка» рассказывают, что трудолюбие всегда вознаграждается;

- сказки «Мужик и медведь»«Как мужик гусей делил»«Лиса и козел» говорят, что мудрость восхваляется;

- сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду, но, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

- сказка «Колобок» изначально кажется нам трагической, ведь ее главный герой погибает. Но если разобраться, то колобок рожден, чтобы быть съеденным. Это хлеб, пирожок, и в конце сказки он выполняет свое предназначение. Сказка учит нас принятию своего предназначения. Она также о тщеславии. А еще несет сакральный смысл о мироздании: Колобок олицетворяет Солнце, его путь — это путь дарующего и питающего Солнца;

- сказка «Курочка ряба» где речь идет о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди. О случайностях, которые обычно происходят закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось», о любви к ближнему («не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое») и о разбившейся мечте или надежде («яичко разбилось»);

- сказки «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль»«Лиса и тетерев»«Лисичка-сестричка и серый волк» высмеивают такие черты характера как страх и трусость.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества воспитателя и семьи. И наконец, воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу.

Каждая сказка несет в себе глубокий смысл и наставления. С точки зрения психоанализа сказки — это матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется кем-то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы скрыты, часто неоднозначны, предлагаемые решения многослойны. В личностном плане сказка развивает образное, ассоциативное, творческое мышление, логику, память, внутренний стержень, умение самостоятельно делать выбор, обогащает словарный запас, прививает правильные жизненные принципы, качества, вектор движения.

В социальном плане — учит взаимодействию с миром, людьми, животными наиболее гармоничным способом, правильным взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает ребенку адаптироваться в обществе, выбрать оптимальную линию поведения, т. к. сказка показывает альтернативные и эффективные способы оценки ситуации и действий.

В философском плане — обучает различению плохого и хорошего, а так же оттенков этого, ведь нет абсолютно плохих людей и абсолютно хороших. Даже казалось бы, плохой для всех человек может искренне любить кого-то и совершить добрый, благородный поступок. А хороший — оступиться.

В политическом плане — развивает патриотизм. Ориентация на своих героев выводит молодежь из-под влияния западных медиа. Появляется альтернатива голливудским героям, которые по сути чужды нашему менталитету и обычаям. Развивается вера в русские принципы и идеалы, умение им следовать и стоять за них. Сначала нужно пропитать ребенка родным опытом предков, а потом можно переходить к чтению сказок народов Мира. Это приучает растущего человека интересоваться их мудростью, логикой, образом жизни, позволяет ему почувствовать и оценить многообразие Мира — расширить горизонт.

Список литературы

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В. А. Аверин. - 2-е издание, перераб. - СПб., 2010

2. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. - М., 2012

3. Бабушкина А. П. История русской детской литературы. - М., 2012

4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 2012

5. Белобрыкина, О. А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина - М., 2011.

6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М., 2012