Консультация для родителей «Игра - средство равития ребенка»
консультация (средняя группа)

Булавская Екатерина Викторовна

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его в математике, например, во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит конфеты в два пакета поровну.

Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае, игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения. 

Если ребенок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей, не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните, как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребенок лишь отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем поведении не было отрицательных моментов.

Ну и, конечно же, игры в летчика, продавца, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya_dlya_roditeley.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.

Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его в математике, например, во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит конфеты в два пакета поровну.

Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае, игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения. 

Если ребенок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей, не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните, как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребенок лишь отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем поведении не было отрицательных моментов.

Ну и, конечно же, игры в летчика, продавца, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.

 Используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры. Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.

 Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.

Поиграйте с детьми, например в игру «Кино».

 Можно заранее приобрести проектор или подобрать «домашний кинотеатр». Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.

 Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

 К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя, гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).

 Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы «им дали роль», третьи отказываются играть.

Понаблюдайте за своим ребёнком!

Сюжетно — ролевая игра «Семья»

Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 5-тилетний мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты — личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи». Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т. д. Папа ходит на работу, читает газету, смотрит телевизор. Мама убирает, готовит, стирает, гуляет с детьми, ходит в магазин и т. д. Играя в семью, можно использовать кукол — это будет кукольная семья, или мягкие игрушки — это семья животных. Игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений и отточить их навыки.

Сюжетно — ролевая игра «Больница»

Избавиться от страха перед докторами ребенку поможет сюжет, связанный с поликлиникой. Для игры понадобится докторский игровой набор. Хочу поделиться собственным опытом игры с маленькой дочкой. Нам предстояло сделать УЗИ ребенку, примерно в возрасте 1,5 — 2 лет. Поскольку Настенька весьма нелояльно реагировала на докторов, накануне «знаменательного» события мы поиграли с ней в УЗИ. Папа был доктором, для игры мы использовали докторский набор. Девочке понравилось, что УЗИ — это щекотно, и она постоянно просила поиграть еще. На следующий день папа с дочкой пошли на УЗИ, прихватили с собой игрушечный фотоаппарат (любимая игрушка на тот момент). Папа предложил Насте сфотографировать для мамы все, что будет происходить в кабинете. УЗИ прошло на УРА. Ребенок полностью воспринял процедуру как игру.

Сюжетно — ролевая игра «Купание куклы»

Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не повторятся. В этой игре у малыша будет возможность проявить о ком-то заботу, а также одновременно он сможет выучить названия туалетных принадлежностей. Для игры Вам понадобятся: тазик или ванночка для кукол, кукла, которую можно мочить (лучше — пупсики, мочалка, мыло, полотенце, халатик. Как играть: действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в ванночку. Попробуйте, не горячая ли она. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или пижамку. Укачайте и спойте колыбельную песенку.

Сюжетно — ролевая игра «Накрываем на стол и приглашаем к столу»

Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему, как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее. Для игры понадобятся: столик и стульчики (можно настоящие, можно кукольные, посудка, салфетки, еда, чай, куклы-гости.

Как играть? Застелите стол скатертью, распределите места — кто где будет сидеть, разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей за стол.

Сюжетно — ролевая игра «Детский сад»

Если Ваш малыш вдруг почему-то заупрямился и не хочет идти в детский сад, поиграйте с ним в сюжетно — ролевую игру «Детский сад» и понаблюдайте за ним очень внимательно: что ребенок говорит от имени воспитательницы, нянечки, других деток. Скорее всего, он обязательно расскажет о том, что его беспокоит. Такой сюжет поможет быстрее адаптироваться к садику или раскрыть то, что тревожит ребенка.

Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам«Большая уборка»«Парикмахерская», «Зоопарк», «Семейный выходной»«Лечим больного медвежонка»«День рождения куклы»«Строительство», «Проезд в автобусе»«Школа», «Полицейский» и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Играем вместе с ребенком и учим его играть"

Чтобы научить ребенка самостоятельной игре, родителю важно играть вместе с ребенком, принимая на себя главную ведущую роль, постепенно переходя на позицию равных партнеров по игре, и выполнять игровые...

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством...

Консультация для родителей: «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством...

Консультация для родителей: «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Консультация для родителей " Играйте дома с ребёнком в подвижные игры"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА – СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него скла...