КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Возрастной кризис 7 лет» Рекомендации родителям.
консультация (подготовительная группа)

Ирина Сергеевна Додина

 Кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития (может начаться раньше или позже номинального возраста). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnoy_krizis_7_let.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « 119»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Возрастной кризис 7 лет»

Рекомендации родителям.

Подготовила: Додина И.С.

Возрастной кризис 7 лет. Рекомендации родителям.

 Кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития (может начаться раньше или позже номинального возраста). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых, как таковой, времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться  устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Другими словами, ребенку приходится, независимо от своих желаний, становится более взрослым, так как этого от него требует статус ученика, члена коллектива. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника.

Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Признаки наступления кризисного периода 7 лет по Л. С. Выготскому:

1. Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»).                                                                                                                                             2. Появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения.                                                                     3. Непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей.                                                 4. Хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых).                                                                                                                        5. Демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения.                    

6. Обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления как: упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

Для исключения закрепления негативных симптомов кризиса и преодоления результатов неправильного воспитания необходимо изменить отношение к ребенку и пересмотреть систему требований к нему. Поскольку основные потребности ребенка в этом возрасте - это уважение к нему и стремление стать взрослым, то необходимо развивать самостоятельность в действиях ребенка, поручать ему важные для семьи дела, с которыми он сможет справиться, определить его роль в семье.

Необходимо создать для ребенка условия, в которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указаний взрослых:                                                                               • Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он уже многое может сделать сам.                                                                          

• Порицать следует не самого ребенка, а тот поступок, который он совершил («Меня очень огорчило, что ты не дал сестренке сока» вместо оскорбительного: «Ты жадный и противный мальчик!»).                                                                                                                                          •Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.                                                                       • Чаще прибегайте к чувству юмора и не теряйте оптимизма, кризис - явление временное.                  

 • Необходимо совместно обсуждать сделанные ошибки и пути их исправления, причины и последствия тех или иных поступков.                                                                                                • Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.                                                                                                                       • Больше времени занимайтесь совместным творчеством, чтением и другими делами.              

• Не акцентируйте внимание на негативных проявлениях ребенка - и ему станет неинтересно демонстрировать их вновь.

Самое главное - старайтесь быть более внимательными к малышу, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите, что вы его любите и скучаете, когда не вместе.