Доклад "Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Грицкан Юлия Юрьевна

Данный доклад направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей дошкольников. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста

Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль - мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет - нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие роли раздает игрушкам - куклам, игрушечным животным. В совместной игре, имеющей нескольких участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль - роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана на корабле.

Н.П. Аникеева указывает на то, что роль - это главное, что привлекает ребенка в игре [1, с. 23]. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.

В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре - из игровых действий всех ее участников.

Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это - "дочки-матери", "детский сад", "езда" на машине или троллейбусе, "лечение. Сюжеты игр однообразны. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.

По мнению Л.А. Венгер, особенность игр младших дошкольников состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей [3, с. 187]. Так, играя в "доктора" после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять внешние действия врача: как протирает руку ребенка спиртом, как делает укол, как после этого снова протирает место укола.

В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить. Так, в одном исследовании с детьми второй младшей группы затевались игры с использованием игрушечных телефонов. Сначала взрослый "говорил по телефону" от имени сказочных персонажей, а ребенок ему отвечал. Потом сами дети (уже без взрослого) начали активно пользоваться телефоном, "звонить" зайчику, колобку, Мойдодыру и разговаривать с ними.

Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду) либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности [2, с. 17].

По мнению В.С. Мухиной, на протяжении младшего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры [6, с. 187]. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным, включающим двух и более участников. Происходит он постепенно. Сначала дети начинают проявлять интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, накладывание "еды" на тарелку), она еще не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходятся, и каждый играет сам по себе.

В более длительное общение дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Мама беседует с папой, подает семье обед, следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с покупателями, парикмахер - с клиентами. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми.

Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью [4, с. 65].

Постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в одинаковой мере в этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети, знающие много сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются более пассивными [5, с. 191].

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей - важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - С.21
  2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1979.
  3. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М., 1988. - С.78.
  4. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова. - М., 2002. - С.31.
  5. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина.- М.: Просвещение, 1976.
  6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста.

Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста....

Руководство играми детей младшего дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...

«Игра детей младшего дошкольного возраста»

Игра практически единственная область, где  ребёнок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что ...

«Как разнообразить подвижные игры?» детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сен­сорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководст...

Проектная деятельность "Использование фольклора в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста".

p { margin-bottom: 0.21cm; } Ранее и дошкольное детство — это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути по...

Обучение сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста

Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со ...

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....