Язык – душа народа
консультация

Ишкильдина Назира Шайхисламовна

Во все времена Республика Башкортостан была многонациональной и многоязычной республикой. Она многонациональна и сейчас, все живут как одна семья: башкиры, татары, русские, чуваши, украинцы, узбеки, таджики и.т.д. Всем известно то, что язык является «хранителем информации» о прошлом человечества, об истории народов и наций. Язык - это источник для решения сложных этногенетических проблем, вопросов истории и культуры прошлой и современной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nazira_sh._po_bash_yazyku.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

                   Язык – душа народа

                (Консультация для родителей)

Во все времена Республика Башкортостан была многонациональной и многоязычной республикой. Она многонациональна и сейчас, все живут как одна семья: башкиры, татары, русские, чуваши, украинцы, узбеки, таджики и.т.д. Всем известно то, что язык является «хранителем информации» о прошлом человечества, об истории народов и наций. Язык - это источник для решения сложных этногенетических проблем, вопросов истории и культуры прошлой и современной.

Как мы знаем, в 1999 году был принят закон о языках. В рамках реализации Законов Республики Башкортостан « Об образовании », « О языках народов Республики Башкортостан » и в детских садах было введено обучение к башкирскому и русскому языкам как государственным языкам республики. Но в 2011 году было изменение в законе и обучение башкирскому языку (региональный компонент) не должно превышать 40% основной программы, т.е на данном этапе это входит в инвариантную часть программы ДОО.

Обучение разговорной башкирской речи ведется 2 раза в неделю в старших и подготовительных группах по подгруппам: 1 подгруппа: дети знающие язык - дети башкиры и татары, так как язык похоже; 2 подгруппа, которые не знают язык - русские дети и дети из смешанных брак. Поэтому, всегда при обучение начинаем со знакомства с ребенком, с семьей, беседуем из какой нации.

 В старшей группе продолжительность занятий идет 20-25 минут, а в подготовительной группе 30 минут. Обучение ведется по программе «Осҡон» (З.Г.Нафиковой, Ф.Г. Азнабаевой). Методические рекомендации, рабочие тетради «Говорим на башкирском», для звукопроизношения пособие «Тылсымлы өндәр» («Волшебные звуки»), «Афарин» для определения уровень знаний у детей при изучении родного и не родного языка. Основной целью обучения дошкольников государственным языкам является развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа. В ходе усвоения второго языка в детском саду дети проходят подготовку к дальнейшему изучению государственных языков в школе.

Основной задачей обучения дошкольников башкирскому языку как государственному - это научить их понимать несложную, доступную по содержанию речь и привить детям определенные умения и навыки общения на не родном языке. В детском саду дети:

-учатся отличать русскую или башкирскую речь от родной на элементарном уровне общения (аудирование);

-учатся правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух государственных языках;

-общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темам и ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);

-приобщаются к истории, культуре, обычаям и традициям башкирского и русского народов посредством языка;

-у детей формируется навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.

В процессе изучения второго языка у ребенка развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, речь, которые крайне необходимы для обучения в школе.

Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 5-6 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развиваются слуховое внимание, речевой слух, моторика артикуляционного аппарата, умение выделять, вычленять отдельные звуки в слове, определять количество слов в предложении.

Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они так же проявляют интерес к другим языкам, легко и принужденно могут запомнить небольшой по объему языковой материал на не родном языке. В этом меня радует то, что дети незнающий язык заинтересован как, иностранный.

Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Программа «Осҡон» предназначена для обучения государственному башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей и возрастные особенности дошкольников.

В конце выступления хочу обратить внимание на такие слова: Башкортостан - многонациональный и огромный букет цветов, а наш детский сад - тоже многонациональная маленькая республика. В каждой группе вместе воспитываются дети разных национальностей, разных народов, и это нисколько не мешает им дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу. Группа — это маленький букет, маленькая семья, но если в этой семье мир и взаимопонимание, если в группе дружба и согласие, то в нашей большой семье - в Башкортостане — мы, представители разных национальностей, будем жить дружно, мирно и счастливо. И недаром говорят: “Ныҡлы ғаилә - ил терәге” (Крепкая семья — опора страны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...

Буклет: "Родной язык - душа народа"

Дошкольный период является тем возрастом, когда активно развиваются эмоции, усложняются чувства и переживания ребенка. По всей природе ребенок – существо эмоциональное, так как в своих поступках...

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

«Родной язык- душа народа».

Литературно- музыкальная композиция "Родной язык- душа народа", "Туган телем- иркә гөлем"- развлечение сдетьми....

Фотоотчёт об участии в акции "Язык - живая душа народа".

17.02.2023 года, группа раннего возраста приняли участие в акции "Язык - живая душа народа" посвящённой Международному Дню родного языка (21 февраля) . Воспитатели вместе с детьми нарисовали рисунок...

"РОДНОЙ ЯЗЫК-ДУША НАРОДА"

День родного языка –  праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, гра...