Развитие творческих способностей у дошкольников: свойства предметов.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Сазонова Наталья Константиновна

Игры и упражнения, развивающие умение выделять сходство и различие объектов, понимание того, что разные предметы могут обладать сходными свойствами. Развивать умение классифицировать, группировать объекты разными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления у дошкольников: свойства предметов.

Эти задания позволяют сосредоточить внимание ребёнка на отдельных свойствах предметов, развивают понимание того, что различные предметы могут обладать сходными свойствами.

  1. «Назови предмет по признаку».

Здесь важно не только назвать предмет, подходящий под описание, но и согласовать существительное с прилагательным (род, число). Взрослый произносит слово-признак, акцентируя внимание на окончании прилагательного.

разноцветные … (карандаши)

разноцветная … (радуга)

жёлтое … (солнышко)

жёлтый … (лист)

сочный … (арбуз)

сочная … (трава)

быстрые … (шаги)

быстрая … (машина)

громкий … (звук)

громкая … (музыка)

  1. «Назови предмет по двум признакам».

Что может быть:

-  ярким жёлтым (свет, солнце, лампа, бумага)

- прозрачным голубым (вода, небо, шарик, стекло, лента)

- железным острым (гвоздь, игла, спица, нож)

- белым мягким (снег, вата, хлеб, покрывало)

     3. «Назови предмет, который обладает сразу тремя признаками».

           светлый лёгкий блестящий (фантик, шарик, платок)

           белый мягкий съедобный (хлеб, зефир, сахарная вата)

           большой деревянный прямоугольный (шкаф, дверь, дом)

           красный круглый несъедобный (мяч, сигнал светофора, шар)

Общие и различающиеся признаки объектов.

Для развития умения обобщать можно давать задания по объединению предметов в группы, исключению лишнего предмета из группы, обозначению группы предметов одним понятием. При этом необходимо помнить, что обобщение может производиться по разным основаниям: по ситуативным признакам (например, предметы находятся в пространственной близости или существа в одной среде обитания), по функциональным признакам (где и для чего используются), по категориальным признакам (группу объектов можно назвать одним словом или словосочетанием. Желательно не ограничивать ребёнка одним способом группировки, а поощрять выполнение задания разными способами.

- Игра «лишнее слово». Назвав лишнее слово, ребёнок должен обязательно объяснить, почему.

Щука, карась, окунь, рак (рак – не рыба).

Саша, Света, Егоров, Петя (Егоров – не фамилия).

Заяц, лось, волк, овца (овца – не дикое животное).

Диван, парта, тетрадь, шкаф (тетрадь – не мебель).

Грустный, радостный, печальный, чистый (чистый – не настроение).

Большой, узкий, холодный, высокий (холодный – не размер).

Китай, Воронеж, Япония, Турция (Воронеж – не страна).

Молоко, сливки, сало, творог (сало – не молочный продукт).

- Игра «Добавь слово».

Ребёнок подбирает слово, которое относится к той же группе слов.

День, ночь, вечер, (утро).

Август, март, январь, (октябрь).

Добрый, смелый, отважный, (честный).

Повар, швея, машинист, (врач).

Карандаш, тетрадь, линейка, (пенал).

Футбол, теннис, борьба, (хоккей).

Плащ, куртка, пальто, (дублёнка).

- Игра «Назови общее и отличия».

Выбираем два объекта и стараемся назвать как можно больше слов, характеризующих эти объекты.

Например, ШКАФ и ЧЕМОДАН.

Общее: не живые, в них складывают вещи, прямоугольная форма, можно раскрыть, есть ручка, находятся в помещении, гладкая поверхность, могут быть одинакового цвета, на них можно что-то положить или поставить.

Отличия: шкаф намного больше по размеру; шкаф стоит на одном месте, а чемодан можно взять в поездку; шкаф сделан из дерева, а чемодан из кожи, ткани, пластика; у чемодана могут быть колёсики; шкаф тяжёлый, а чемодан можно легко поднять, на чемодан можно присесть.

- Игра «Группировка слов».

Сколько групп можно составить из слов: аквариум, стол, река, чайник, плита, табурет, озеро, нож, ложка, раковина, бассейн.

Аквариум, чайник, раковина, бассейн – наполняются водой (функциональное обобщение).

Стол, табурет – мебель (категориальное обобщение).

Стол, чайник, плита, табурет, нож, ложка – предметы на кухне (ситуативное обобщение).

Река, озеро – природа (категориальное обобщение).

Нож, ложка – столовые приборы (категориальное обобщение).

- Игра «Подбери слово к действию».

Назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может:

лететь (самолёт, парашют, птица, насекомые, пуля, облака, пёрышко, мяч, вертолёт, ракета, метеорит, воздушный шар);

свистеть (свисток, птица, полицейский, тренер, судья, паровоз, чайник, дудочка, человек, ветер).

- «Выбери правильно».

У сапога всегда есть … (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)

В тёплых краях живёт … (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)

В году … (24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца)

Месяц зимы … (сентябрь ,март, август, февраль, май)

В нашей стране не живёт … (соловей, страус, аист, синица, скворец)

Отец старше своего сына … (часто, всегда, никогда, редко, иногда)

Время суток … (год, месяц, неделя, день, понедельник)

У деревьев всегда есть … (листья, цветы, плоды, корень, тень)

Время года … (август, осень, суббота, утро, каникулы)

Пассажирский транспорт … (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Самообразование "Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности и ее влияние на развитие мелкой моторики

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изобразительной деятельности и ее влияние на развитие мелкой моторикиЦели:- Формировать умение выполнять полученные зна...

«Развитие математических способностей у дошкольников через предметы мебели»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников отводиться важное место в дошкольном учреждении....

Развитие творческих способностей у дошкольников: свойства предметов.

Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольников. Развитие умения обобщать, находить сходство и различие между объектами, умения классифицировать, группировать объекты по разным призна...

«Развитие творческих способностей у дошкольников, путем формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности»

Полезный материал из опыта работы воспитателя по  развитию творческих способностей у дошкольников, путем формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности...