Развитие мелкой моторики рук ребенка.
консультация (подготовительная группа)

Путилина Олеся Николаевна

Консультация для родителей по теме значимости развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель самообразования по теме:

  • Развитие у детей художественно - творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;
  • Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации;
  • Формировать умения выполнять применять знания в собственном творчестве;
  • Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования.

Задачи самообразования:

  1. Улучшать моторику, координацию движения пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста;
  2. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  3. Совершенствовать предметно – пространственную развивающую среду группы;
  4. Способствовать благоприятному формированию эмоционального фона в детском коллективе.

Ожидаемый результат:

- Динамика развития мелкой моторики;

- Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной, образовательной и самостоятельной деятельности;

- Применение изученных техник, приемов и материалов в художественной непосредственной – образовательной и самостоятельной деятельности.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;
  2. Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;
  3. Самоанализ и самооценка НОД проводимых занятий в группах;
  4. Проведение открытых мероприятий.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию.

  1. Создание игровой ситуации.
  2. Показ воспитателя.
  3. Использование движения рук.
  4. Сравнение двух техник.
  5. Проговаривание последовательности работы.
  6. Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются загадки, стихи, а так же игры.

Методические рекомендации:

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и желания. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Форма проведения:

В подготовительной к школе группе дети могут освоить более трудные методы и техники:

Монотипия предметная

Кляксография обычная

Пластинография

Рисование мыльными пузырями

Рисование песком

Кляксоргафия с трубочкой

Печать по трафарету

Рисование мятой бумагой.

Актуальность темы.

В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи, с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

Что может помочь в развитии речи ребенка, его коммуникативных способностей? Ещё в 1928 году В.М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движения рук, на развитие речи. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

 « Детство  - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познание человека и Отечества, их красоты и величия».

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы, но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В мою задачу входит пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, неповторимость, индивидуальность, веру в то, что ребенок пришел в этот мир творить добро и красоту. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: внимание, речевые способности, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами с их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода дошкольного возраста. Одной из эффективных средств развития мелкой моторики является изобразительная деятельность. Рисование играет огромную роль, ведь инструменты для рисования схожи по способу держания и по действию с ручкой и карандашом, которыми дети пишут в школе. По рисункам детей можно проанализировать, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигла в разные возрастные периоды. Несомненно, овладевая рисованием, ребенок не научится хорошо писать, но это умение позволяет ребенку укрепить руки, сделать её умелой, легкой в управлении, развивается зрительный контроль. Устанавливается связь рука – глаз, а это будет только помогать ребенку в школе. Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, точности в выполнении мелкой  моторики пальцев рук. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, что позволяет обогатить словарный запас ребенка. Работая с изобразительным материалом, находя подходящие цветовые решения , узнавая предметы в рисунке, дети получают удовольствие, положительные эмоции, усиливается воображение. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно -  двигательная координация, формирование функции руки, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев руки.

Включение в работу с детьми нетрадиционные техники рисования позволяет развить сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами.  Кроме того осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использование предметов , которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - рисование своей ладонью, пальцами, использование вместо кистей колосок или листок березы).  Происходит развитие наглядно – образного и  словесно – логического мышления, активизация речевой деятельности детей ( чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счет использования разных изобразительных материалов, новых технических приемов, нуждающихся в точности движения, но не ограничивающих  пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения разнообразные печати, трафареты, различные виды техник.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная завораживающая деятельность, она удивляет и восхищает детей. Необычные материалы привлекают детей тем, что здесь нет слова «нельзя», здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, можно придумать даже свою технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по тем самым эмоциям можно судить о настроении ребенка, что его радует, а что огорчает. Рисование с применением нетрадиционных техник создают атмосферу непринужденности, открытости, самостоятельности, создают эмоционально – благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат такой деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.

Ожидаемые результаты:

- динамика в развитии мелкой моторики у ребенка;

- применение изученных техник в образовательной и самостоятельной деятельности;

- пополнение бросовым материалом копилки, для дальнейшего его использования в художественной деятельности.

Положительный результат достижения поставленной цели во многом зависит от использования различных дополнительных стимулов, таких как:

- сюрпризный момент;

- игра;

- просьба о помощи;

- музыкальное сопровождение;

- яркая, хорошо продуманная наглядность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое , сосредоточенное внимание, восп...

Консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опы...

презентация "Развитие мелкой моторики руки ребенка"

Использование нестандартного материала для развитие мелкой моторики руки ребенка в совместной деятельности воспитателя и детей,в разных образовательных областях....

Консультация «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Все предметы, с которыми действует  и которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений...

«Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»                      ...

"Как ускорить развитие мелкой моторики у ребенка"

Игры и упражнения для развития мелкой моторики...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...