Развитие мелкой моторики руки ребенка.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Диброва Татьяна Николаевна

Как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое , сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики руки ребенка, как основной компонент подготовки к обучению в школе.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                   В.А.Сухомлинский.

      Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.

      Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся в равной стадии развития. У детей  5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над -под, около -внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.

        Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики мы ведем работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, специалистами детского сада, начав эту работу задолго до поступления в школу. Для развития мелкой моторики рук используем следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковую гимнастику и физкультминутки;
  • Пальчиковые игры: со стихами, с скороговорками, со счетными палочками;
  • Пальчиковый театр;
  • Лепку из пластилина;
  •  Аппликацию;
  • Работу с бумагой в технике «Оригами»;
  • Рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д;
  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);
  • Рисование по трафаретам;
  • Дорисовку (по принципу симметрии);
  • Штриховку;
  • Графические диктанты;
  • Лабиринты;
  • Копирование (по точкам, по образцу);
  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

      Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата у нас возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук регулярной, используя разные формы работы:

  1. Специально организованное обучение в форме – занятий;
  2. В совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. В свободной самостоятельной деятельности самих детей.
  • Специально организованнее обучение проходит в форме коррекционно-развивающих занятий и включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики).
  •  В совместную деятельность воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры …). В группах создается микроклимат, в основе  которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Воспитатель выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности – но партнера – инициатора. При этом он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает её и приглашает к ней своим примером и участием. Педагог, как партнер, поощряет детскую инициативу в развертывании деятельности и обеспечивает условия для того, чтобы дети при желании могли продолжить её самостоятельно, пока не исчерпают интерес (начатую игру, конструирование,  штриховку по трафаретам, пальчиковые игры).
  • Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. Воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами. Одновременно являясь потенциальным партнером, он готов оказать поддержку и помощь, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющими необходимыми способами поведения.

         В группах созданы соответствующие условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

  •  В учебной зоне имеются разнообразные ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, прописи.
  • В зоне изобразительной деятельности: пластилин, глина, раскраски, цветные и простые карандаши, краски, мелки, кисточки, трафареты, ножницы, фигурные линейки, альбомы, и др.
  • Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации: имеются мелкие игрушки, пуговицы разных цветов и размеров, камешки, ракушки, крупа, геометрические фигуры.

Предлагаем некоторые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься в детском саду и дома.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 2-3 минуты как –бы перемешивает содержимое.  Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. «Повтори движение» (вариант игры Б.П.Никитина «Обезьянки»)

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую –либо «фигуру» (какие – то пальцы согнуты, какие – то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

3. Игры- лабиринты. Взрослый и ребенок продвигаются по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый – для ребенка. И каждый старается нарисовать посложнее).

4. Подберите пуговицы разного размера  и цвета. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и т.д.

5. Насыпаем горох в на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

6. «Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов сначала в одну сторону, а затем в другую. Выполнять сначала одной рукой, потом другой.

7. Строим «сруб» и спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

8. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

       Графические диктанты, помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что дает возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма.

Пример графического диктанта:

        «Сейчас мы будем рисовать фигуру по клеточкам. Надо постараться, чтобы она получилась красивой и аккуратной. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Начинаем рисовать: «Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание!

1 клеточка вниз на уголок вправо, 2 клетка вниз, 3клетки вправо, 2клетки вверх, 1клеточка вверх на уголок вправо, 6клеток вниз, 1клетка влево, 1клетка вниз на уголок вправо, 4клетки вниз, 1 клетка вверх на уголок вправо, 1клетка вверх, 1клетка вверх на уголок вправо, 1клетка вверх, 1клетка вправо, 2клетка вверх,  2клетки вправо,  1клетка  вверх, 2клетки  вправо,  1клетка вверх,  2клетки вправо,   4клетки вниз,  1клетка влево,  2клетки вниз,  2клетки влево,  1клетка вниз,  2 клетки влево,  1клетка вниз,  1клетка влево,  1клетка вниз на уголок влево,  2клетки влево,  1клетка вниз,  1клетка вправо,  1клетка вниз,  7клеток влево,  1клетка вверх,  1клетка вправо,  6клеток вверх,  1клетка вверх на уголок вправо,  1клетка влево,  6 клеток вверх. Чья фигурка у вас получилась?».

         Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить.

         Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.  

Литература:

1.  Агапова И. Давыдова М.  Игры с пальчиками для развития речи  М. ООО      ИКТЦ « Лада», 2011-200 с.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).

3.  Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой моторики  И.Д.  «Литера», 2008.-32 с.: ил.

4.  Голубь В.Т.Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2010. – 144с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем; Мастерская учителя).

5. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е.А.Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010.- 160с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развитие мелкой моторики руки ребенка"

Использование нестандартного материала для развитие мелкой моторики руки ребенка в совместной деятельности воспитателя и детей,в разных образовательных областях....

Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"

Практикум для родителейТема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")Актуальность:  сегод...

Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...