Консультация для родителей "Особенности познавательных процессов детей 3-4 лет"
консультация

Щепетнова Елена Николаевна

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в тоже время не может справится с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в тоже время не может справится с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы.

                По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

                Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

                В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

                На основе наглядно-действенного мышления к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

                Как и в раннем возрасте, в 3 – 4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

                Память дошкольника 3 -4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связанно с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется на долго.

                Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

                В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

                В 3 – 4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

                Этот возраст – начало формирования связной речи, ребенок начинает понимать прилагательные, он познает мир через конструирование и моделирование.

Литература:

Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова,

 Е.Г. Жадько/

Памятка для родителей

«Игрушки и развивающее оборудование для занятий с детьми дома»

Дидактические игрушки

  • вкладыши из трех частей разного цвета (геометрические фигуры, животные);
  • кубики пластмассовые и деревянные;
  • набор шаров разной величины и цвета;
  • пирамиды с кольцами на конусной основе;
  • вкладыши разной формы (стаканчики, кубы, цилиндры);
  • дидактический набор для игр с водой: шарики, уточки, рыбки, сачок емкости для воды;
  • конструкторы простые с устойчивым соединением деталей;
  • образные дидактические игрушки с застегивающими и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

        Театральные игрушки

  • флажки разноцветные;
  • шапочки-маски с изображением знакомых животных;
  • настольный плоский театр «Репка», «Колобок», «Курочка ряба».

Сюжетно-образные игрушки

  • куклы-голыши среднего размера;
  • кукла большая в одежде;
  • игрушки, изображающие животных, птиц, и рыб мелких и средних размеров;
  • автомобили легковые и грузовые (средние и большие);
  • набор мебели;
  • коляски для кукол, соответствующие росту ребенка;
  • строительные наборы;
  • посуда.

Музыкальные игрушки

  • колокольчики;
  • погремушка
  • игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка);
  • музыкальный волчок;
  • барабан, бубен;
  • дудочка;
  • металлофон; 
  • детская гармошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Развитие познавательных процессов детей с диагнозом Общее недоразвитие речи.

Психологическое изучение познавательных процессов детей страдающих общим недоразвитием речи....

Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

Статья на тему :"Развитие позновательной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности."...

Консультация для родителей "Особенности развития познавательных процессов детей 4-5 лет"

Познавательное развитие у детей 4-5 лет продолжается по следу­ющим направлениям: расширяются и качественно изменяются спо­собы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, обогащаю...

Консультация для родителей «Познавательные процессы и их развитие в раннем возрасте»

Консультация для родителей«Познавательные процессы и их развитие в раннем возрасте»...

Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...