Главные вкладки

    Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба
    план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, подготовительная группа) по теме

    Лопатина Алена Владимировна

    Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления, а также воспитателям детских дошкольных учреждений и учителям начальных классов при использовании в работе с родителями детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sobranie_po_dekorativno-prikladnomu.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Центр внешкольной работы»

    округа Муром

    Владимирской области

    Сценарий

    лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста  по теме

    «Развитие познавательных процессов детей

     через декоративно – прикладное творчество»

    в рамках работы семейного клуба «Оберег»

       

            Автор: педагог дополнительного образования

    МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

    Лопатина Алена Владимировна

    Муром, 2010

    Тема лектория  с элементами практикума:

    «Развитие познавательных процессов детей

     через декоративно – прикладное творчество»

           Здравствуйте уважаемые родители!

           Сегодня наша встреча посвящена следующей теме: «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество».

           Влияние занятий по декоративно – прикладному творчеству на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на способностях личности ребенка, развития его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

    — развитие художественного вкуса;

    — развитие целостного образа;

    — развитие словарного запаса;

    — развитие познавательных процессов;

    — позитивное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

        Таким образом,  занятия  декоративно-прикладным творчеством способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Мы же с вами сегодня более подробно остановимся на развитии познавательных процессов детей через декоративно-прикладное творчество.

          Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности.

         Творчество определяется как деятельность, которая создает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.

          Занятия в студиях декоративно-прикладного творчества для детей всех возрастов способствуют  в целом раскрытию, развитию и реализации творческих способностей детей. Они дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества: лоскутная аппликация, макраме, вязание, вышивание, кружевоплетение, работа с бисером и соломой и т.п.

           Педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.) считают, что развитию  творческого воображения положено  начало  именно  в  дошкольном возрасте. Главное, вовремя  увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

          Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное  отношение  к миропониманию.

        На  занятиях по декоративно-прикладному творчеству дети изучают множество декоративных приемов при создании функциональных арт-объектов. Благодаря этому, осуществляется развитие сенсорных способностей детей, дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы, но и такие качества личности, как умение целенаправленно оценивать декорируемый объект, сравнивать, делать умозаключения и обобщения, разбираться в технологии, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются. Иными словами, происходит развитие и совершенствование всех познавательных процессов ребенка.

              К познавательным процессам человека  относятся 6 процессов:

    - внимание

    -память

    - мышление

    - восприятие

    - ощущения

    - воображение.

               В  дошкольном возрасте особую роль играет развитие у детей таких процессов как мышление, ощущение и воображение. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного  и всестороннего личностного и интеллектуального развития ребенка.

        Специальные исследования, однако, показывают, что при  преобладающей в  настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает  стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная  сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, я считаю, что целенаправленное развитие познавательных процессов   детей дошкольного и младшего школьного возраста – достаточно важная задача для родителей и педагогов.  

            В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимания и памяти, т.к. недостаточная сформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего школьника.                    

         В практике своей работы педагоги нашего центра декоративно-прикладного направления активно применяют специальные упражнения и задания на развитие познавательных процессов учащихся, что способствует раскрытию творческих способностей детей, развитию креативности и нестандартных подходов к выполнению каких – либо заданий и работ в рамках программы занятий.

          Существует немало способов, позволяющих научит ребенка нестандартно мыслить.

         Сегодня я хочу показать и научить вас, уважаемые родители,  некоторым данным способам. Мы вместе с вами попробуем выполнить задания на развитие продуктивности  и гибкости мышления, развитие восприятия окружающей действительности и творческого воображения.

           Переход к практической части:

    1. Задание  на развитие продуктивности мышления (с кругами) (перенос данного задания на реальную работу ребенка «Проволока» - демонстрация данной работы ребенка родителям)
    2. Задание на развитие гибкости мышления (с пятном)

    (перенос данного задания на реальную работу ребенка «Ежик из семечек» -  демонстрация данной работы ребенка родителям)

    1. Задание на развитие восприятия (с вазой и грушами)
    2. Задание на воображение (с конфетой) ( перенос данного задания

    на реальную работу ребенка «Конфета»- демонстрация данной работы ребенка родителям).

          Как видите, уважаемые родители,  выполнение данных заданий занимает не более 10 минут. Но ваши дети будут с большим удовольствием создавать что-то новое и интересное, а, следовательно, будут овладевать способами творческого мышления и развивать свои познавательные процессы.

        А, если  вы увидите, что ребенок очень заинтересован созданием  чего-то нового, у него прослеживается нестандартность мышления, он любит творить, то смело приводите его на занятия в студии декоративно-прикладного творчества нашего центра!

          До новых встреч, уважаемые родители! Спасибо за внимание!

    Список использованной литературы:

    1. Березина В.Г., Викеньтев И.Л. Детство творческой личности. – СПб., 1994.
    2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение. 1997.
    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
    4. Декоративно-прикладное искусство - Википедия

         ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

    1. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М.: Просвещение, 1985.
    2. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на – Дону: Феникс, 2002.
    3. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. - М.: Просвещение-АСТ, 2000.
    4. Якобсон П.П. Психология художественного творчества. – М.: Просвещение, 1971.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

     Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

    Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

    Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

    Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...

    Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов

    Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Мною разработана и экспериментально проверена система работы, способс...

    Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

    Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

    консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

    Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

    Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

    Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...