Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, подготовительная группа) по теме
Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления, а также воспитателям детских дошкольных учреждений и учителям начальных классов при использовании в работе с родителями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_po_dekorativno-prikladnomu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
округа Муром
Владимирской области
Сценарий
лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме
«Развитие познавательных процессов детей
через декоративно – прикладное творчество»
в рамках работы семейного клуба «Оберег»
Автор: педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Лопатина Алена Владимировна
Муром, 2010
Тема лектория с элементами практикума:
«Развитие познавательных процессов детей
через декоративно – прикладное творчество»
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня наша встреча посвящена следующей теме: «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество».
Влияние занятий по декоративно – прикладному творчеству на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на способностях личности ребенка, развития его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:
— развитие художественного вкуса;
— развитие целостного образа;
— развитие словарного запаса;
— развитие познавательных процессов;
— позитивное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.
Таким образом, занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Мы же с вами сегодня более подробно остановимся на развитии познавательных процессов детей через декоративно-прикладное творчество.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности.
Творчество определяется как деятельность, которая создает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.
Занятия в студиях декоративно-прикладного творчества для детей всех возрастов способствуют в целом раскрытию, развитию и реализации творческих способностей детей. Они дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества: лоскутная аппликация, макраме, вязание, вышивание, кружевоплетение, работа с бисером и соломой и т.п.
Педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству дети изучают множество декоративных приемов при создании функциональных арт-объектов. Благодаря этому, осуществляется развитие сенсорных способностей детей, дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы, но и такие качества личности, как умение целенаправленно оценивать декорируемый объект, сравнивать, делать умозаключения и обобщения, разбираться в технологии, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются. Иными словами, происходит развитие и совершенствование всех познавательных процессов ребенка.
К познавательным процессам человека относятся 6 процессов:
- внимание
-память
- мышление
- восприятие
- ощущения
- воображение.
В дошкольном возрасте особую роль играет развитие у детей таких процессов как мышление, ощущение и воображение. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного и всестороннего личностного и интеллектуального развития ребенка.
Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, я считаю, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста – достаточно важная задача для родителей и педагогов.
В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимания и памяти, т.к. недостаточная сформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего школьника.
В практике своей работы педагоги нашего центра декоративно-прикладного направления активно применяют специальные упражнения и задания на развитие познавательных процессов учащихся, что способствует раскрытию творческих способностей детей, развитию креативности и нестандартных подходов к выполнению каких – либо заданий и работ в рамках программы занятий.
Существует немало способов, позволяющих научит ребенка нестандартно мыслить.
Сегодня я хочу показать и научить вас, уважаемые родители, некоторым данным способам. Мы вместе с вами попробуем выполнить задания на развитие продуктивности и гибкости мышления, развитие восприятия окружающей действительности и творческого воображения.
Переход к практической части:
- Задание на развитие продуктивности мышления (с кругами) (перенос данного задания на реальную работу ребенка «Проволока» - демонстрация данной работы ребенка родителям)
- Задание на развитие гибкости мышления (с пятном)
(перенос данного задания на реальную работу ребенка «Ежик из семечек» - демонстрация данной работы ребенка родителям)
- Задание на развитие восприятия (с вазой и грушами)
- Задание на воображение (с конфетой) ( перенос данного задания
на реальную работу ребенка «Конфета»- демонстрация данной работы ребенка родителям).
Как видите, уважаемые родители, выполнение данных заданий занимает не более 10 минут. Но ваши дети будут с большим удовольствием создавать что-то новое и интересное, а, следовательно, будут овладевать способами творческого мышления и развивать свои познавательные процессы.
А, если вы увидите, что ребенок очень заинтересован созданием чего-то нового, у него прослеживается нестандартность мышления, он любит творить, то смело приводите его на занятия в студии декоративно-прикладного творчества нашего центра!
До новых встреч, уважаемые родители! Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
- Березина В.Г., Викеньтев И.Л. Детство творческой личности. – СПб., 1994.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение. 1997.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Декоративно-прикладное искусство - Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство
- Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М.: Просвещение, 1985.
- Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на – Дону: Феникс, 2002.
- Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. - М.: Просвещение-АСТ, 2000.
- Якобсон П.П. Психология художественного творчества. – М.: Просвещение, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".
Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...
Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»
Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"
Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....
Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество. Перспективный план
Цель – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие з...
Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея
В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...