Консультация для родителей "Родительские заповеди"
консультация

Фаиля Минигарифовна Колесникова

Наши советы будут полезны не только родителям, но  бабушкам и дедушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskie_zapovedi_.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Уважаемые родители!

        Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:

  1. Знаете, что доверие - основное правило.
  2. Всегда своим детям говорите правду.
  3. Стараетесь быть примером для ребенка.
  4. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  5. Советуетесь с ребенком.
  6. Не обманываете ребенка.
  7. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
  8. Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
  9. Постоянно читаете книги вслух своему ребенку.
  10. Осуждаете ребенка за проступок, вспоминая себя в его возрасте.
  11. Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
  12. Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА

  1. Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.
  2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.
  3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
  6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
  7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
  8. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.

МАТЕРИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ

  1. Люби своё дитя, но не балуй, не губи. Избаловать дитя можно и в бедности. При ласковой строгости можно растить настоящим человеком и в богатстве.
  2. Воспитывай благодарность: если нет ответной любви на твою самоотверженность, считай, что дети только потребляют твою любовь. Пусть будет хорошо не только детям, но и тебе.
  3. Тебе не будет счастья без счастья твоих детей, но их тоже пусть трогают твои беды.
  4. Будь другом детям, но не приятельницей. Будь рядом с ними, но выше. Будь доброй, но не добренькой.
  5. Учи детей думать не о вещах, а о делах: трехлетняя дочь пусть помогает матери, трехлетний сын пусть защищает её. Никто не может сидеть без дела, когда трудится мать.
  6. Мать, помни: лучшее - детям.
  7. Дети, помните: лучшее - матери.
  8. Мать, помни о себе: забудешь - плохо станет детям.
  9. Помни: всё исходит от тебя, всё подчиняется тебе.

О МАТЕРИНСКОЙ ЛАСКЕ

        Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребенку не достает вашего теплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места.

        Это "нервное начало" - своеобразное требование тепла.

        Ласка смягчает нрав, создает необходимую контактность.

        Ребенок ищет ласковых прикосновений, добрых слов, взглядов. Будьте мудрыми в ласке. Ощущения, порой, сообщают ему куда больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов и выразить свое отношение жестом, движением, прикосновением, делайте это смелее и чаще.

        Не обязательно ласкать специально. Вы выходите на прогулку: поправьте шарф, погладьте волосы ребенку.

СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ

        Дорогие бабушки и дедушки! Познакомьтесь, пожалуйста, с этими советами по воспитанию внуков и внучек.

  1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
  3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
  4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  5. Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о работе.
  6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
  7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
  8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
  9. Давайте им возможность трудиться рядом с Вами.
  10. Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  11. Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.

СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:

  • Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
  • Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
  • Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
  • Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в отсутствие ребёнка.
  • Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и себе.
  • Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: "Ты ещё маленький", "Тебе еще рано".
  • Не забываете говорить ребенку "пожалуйста", "спокойной ночи", "спасибо за помощь", а также часто используете похвалу.
  • Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.

"ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ" -

СОВЕТЫ А.С. МАКАРЕНКО

        Чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  • Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
  • Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  • Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
  • Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.
  • Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить, а должны требовать и добиваться выполнения Ваших требований.

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?

  1. Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них.
  2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  3. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы, при этом избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
  4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим наблюдениям, размышлениям.
  5. Поощряйте самостоятельную  мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: "А как ты думаешь?"
  6. В ответе на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, прочитайте ему книгу, рассмотрите вместе иллюстрированный материал.
  7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям.
  8. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: "Пока ты еще мал. Научишься читать, пойдешь в школу - узнаешь многое   сам и сможешь сам ответить на свой вопрос".

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЙ ВОПРОС

"ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?"

        Отвечайте на этот вопрос в таком же спокойном тоне, как и на любой другой, т.к. для ребенка 3-6 лет спросить об этом - все равно, что задать вопрос: "Почему трава зеленая?". Только по смущению и неловкости родителей дети начинают понимать, что эта тема особая, какая-то запретная.

        Давайте постараемся ответить на извечный вопрос как можно яснее и спокойнее, например: "Маленький ребенок сначала растет у мамы внутри. У нее там есть специальное место - называется матка". На вопрос ребенка, каким образом он выбирается наружу, сначала предложите ему угадать самому. Таким образом, вам станет ясно, какие у него есть на этот счет фантазии. "Нет, скажете Вы, для этого есть специальная дырочка. Она очень эластичная - легко растягивается и снова сжимается. Когда ребенку пора выходить наружу, она растягивается и становиться большой. А потом она снова сжимается и становится маленькой".

КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

        Следует предлагать ребенку самому сделать что-то очень интересное: постирать белье кукле и свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски - с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить "гараж" и поставить туда все машины. Можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает "сам", но не делать за него.

ЧТОБЫ РЕБЕНОК РОС ТРУДОЛЮБИВЫМ ...

  1. Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно:
  2. Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
  3. Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
  4. Добиваться того, чтобы ребенок начатое дело доводил до конца.
  5. Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
  6. Внимательно оценивать его работу, поощрять за старание.
  7. Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
  8. Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему, возможность  самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?

  1. Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

КАКИЕ УСИЛИЯ ТРЕБУЮТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ?

  1. Надо изменить свое отношение к ребенку,         отказаться      от привычной позиции: "Всегда прав взрослый".

  1. Необходимо научиться относиться к ребенку не как к полностью зависимому и подчиненному существу, а как к человеку, имеющему определенные права и собственное мнение, которое заслуживает уважения.

  1. Можно попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но действовать надо не свысока, а на равных.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ

СТРАДАЮТ ИСТЕРИКАМИ

Необходимо:

  1. Дать возможность ребенку играть вне дома, где вы можете не следить за ним строго.
  2. Иметь дома предметы, которые ребенок может толкать, носить, то есть, с которыми он может обращаться достаточно бесцеремонно.
  3. Иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры.
  4. Реже запрещать ребенку "всё" трогать".
  5. Не просить его, например, подойти надеть рубашку, а просто надеть ее на него.
  6. Не прерывать бесцеремонно игру ребенка.
  7. Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
  8. Смотреть ребенку только определенные программы телевидения, а не все подряд.
  9. Приглашать в гости друзей только по определенным дням.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?

        Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:

  • Нарушения режима дня.
  • Обилие новых впечатлений.
  • Плохое самочувствие во время болезни.
  • Переутомление (физическое и психическое).

Преодолеть капризы можно, если:

  • Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку. Будут тверды в  позиции, дадут понять значение слова
  • "нельзя".
  • Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
  • Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной с взрослыми деятельности.

ВЕЧЕР В СЕМЬЕ

  1. Острые этические разговоры не переносите на позднее время.
  2. Не давайте ребенку перед сном кофе, крепкий чай и острые блюда.
  3. Укладывайте ребенка в одно и то же время: не позже 21 часа.
  4. Не рассказывайте перед сном страшных историй, не смотрите остросюжетные фильмы.
  5. Не разрешайте конфликты взрослых при детях.
  6. Не допускайте перевозбуждения ребенка.
  7. Совершайте прогулки на свежем воздухе, разговаривая о дне прошедшем, завтрашнем.
  8. Сочиняйте и рассказывайте ребенку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, храбрый, вежливый.

УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

        Данное упражнения позволит вашему ребенку снять напряжение и расслабиться.

"Кулачки"

        Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы

косточки побелели.

                                Руки на коленях,

                                Пальцы - в кулачки.

                                Крепко с напряжением

                                Сжатые они.

                                Пальчики сжимаем,

                                Снова разжимаем.

                                Девочки и мальчики,

                                Отдыхают пальчики!

УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

        Данное упражнение позволит вашему ребенку снять напряжение и расслабиться.

"Кораблик"

        Представьте себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.

                                Стало палубу качать,

                                Ногу к палубе - прижать!

                                Крепче ногу прижимаем,                                                 А другую расслабляем!

УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

        Данное упражнение позволит вашему ребенку снять напряжение и расслабиться.

"Шарик"

        Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.

                                Шарик мама нам достала.

                                Вдох - и тело легким стало,                                         Выдох - шарик ожил словно.                                 Дышим мы легко и ровно.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА?

Чтобы воспитать Человека, нужно:

  • Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить прежде всего себя.
  • Не пытаться "лепить" своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

     И при этом нельзя:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и       способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Относится к ребёнку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.
  • Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
  • Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  • Относится к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  •       Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

(Тайные мечты каждого ребёнка)

  • Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
  • Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
  • Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
  • Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.
  • Говорите мне, что я вам нравлюсь.
  • Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
  • Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
  • Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду. Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение.
  • Учите меня, что хорошо и что плохо.
  • Делитесь со мной своими планами.
  • Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
  • Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо.
  • Не командуйте, просите меня.
  • Обещаю, что я научусь говорить "извините", "пожалуйста" и"спасибо".
  • Я знаю ещё некоторые замечательные слова. "Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа".

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ

        Если ребёнка постоянно критикуют

        -    он учится ненавидеть.

        Если ребёнок живет во вражде

        -    он учится агрессивности.

        Если ребёнка высмеивают

        -    он становится замкнутым. 

        Если ребёнок растет в упреках

        -    он учится жить с чувством вины.

        Если ребёнок живет в терпимости

        -    он учится принимать других.

        Если ребёнка подбадривают

        -    он учится верить в себя.

        Если ребёнка хвалят

        -    он учится быть справедливым.

        Если ребёнок растёт в безопасности

        -    он учится верить в людей.

        Если ребёнка поддерживают

        -    он учится ценить себя.

Если ребёнок растёт в атмосфере понимания     и дружелюбия

      -    он учится находить любовь в этом мире.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ ...

Причины лжи:

        1.   Страх наказания.

        2.   Часто повторяемое слово "нельзя".

        3.   Насмешки над слабостями ребёнка.

        4.   Сравнение его с другими детьми.

        Если ребёнок сказал неправду, не следует обвинять его во лжи.

       

Что делать?

        1.  Чаще хвалить его за все хорошие поступки и старания.

        2. Не бояться придумывать вместе с ребенком сказочные истории, в которых он предстает смелый и храбрый.

ЧТОБЫ РЕБЁНОК С ЖЕЛАНИЕМ УБИРАЛ ИГРУШКИ...

        1.   Отмечайте его трудолюбие, выдумку.

        2.   Можно предложить ему помощь "Разреши, помогу!"

        3.   Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: "Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место".

        4.   Не должно быть обилия игрушек.

        5.   Сбор   игрушек   можно   обыграть   незатейливым   сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.

        6.   Помочь ребёнку: "Трудно тебе - я пришла на помощь. Будет трудно мне — ты поможешь!", но при этом не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Создание ситуации успеха.

Ситуация успеха – проживание субъектом своих достижений в контексте личностного развития.

Ситуация успеха – важный фактор развития личности, способствует увеличению энергетического потенциала личности, проявлению способностей, возможностей.

Алгоритм создания ситуации успеха:

Основываясь на базовой доброжелательности:

  1. Дайте инструкцию.

                (Сделай, изготовь, пожалуйста…)

  1. Проавансируйте похвалу, веру в ребёнка, успех.

                (Я знаю, что у тебя получится…)

  1. Похвалите его за смелость

(Ты удивительно смелый, молодец, твоя            смелость просто поражает…).

  1. Подключите значимую мотивацию

(очень нужно…)

  1. Подчеркните персональную исключительность (только ты можешь, справишься…)
  2. Высоко оцените детали

(Особенно замечательно у тебя получилась голова в рисунке…)

  1. Произведите педагогическое внушение.

(Ты можешь… Ты показал… Теперь нет никаких сомнений в твоих способностях и возможностях)

КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ?

          1.Сюжетно-образные,  изображающие людей, животных, предметы труда и быта.

        2.Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.

        3.Строительные наборы.

        4.Дидактические:разборные  башенки,  пирамидки,  настольно-печатные игры, мозаики.

        5. Игрушки-забавы.

        6. Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребёнку.

ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР

        1.   Нельзя ребёнку смотреть телевизор больше 30 минут в день, так как это ведёт к ослаблению нервной системы.

        2.   Не следует смотреть телевизор в полной темноте, это ухудшает зрение.

        3.   Не рекомендуется сидеть близко у телевизора, а также на полу перед ним, так как рентгеновские лучи исходят вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Заповеди мудрого родителя"

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не при...

Консультация для родителей "Заповеди родителей"

Консультация для родителей "Заповеди родителей"...

Буклет-консультация для родителей: "Заповеди мудрого родителя", воспитатель:Шорникова М.В.

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова             Консультация для родителей на т...

Консультация для родителей Заповеди мудрого родителя

Консультация для родителей Заповеди мудрого родителя...