Консультация для родителей "Родительские заповеди"
консультация
Наши советы будут полезны не только родителям, но бабушкам и дедушкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskie_zapovedi_.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ
Уважаемые родители!
Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:
- Знаете, что доверие - основное правило.
- Всегда своим детям говорите правду.
- Стараетесь быть примером для ребенка.
- Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
- Советуетесь с ребенком.
- Не обманываете ребенка.
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
- Постоянно читаете книги вслух своему ребенку.
- Осуждаете ребенка за проступок, вспоминая себя в его возрасте.
- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
- Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.
КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА
- Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.
- Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.
- Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
- Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
- Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
- Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.
МАТЕРИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ
- Люби своё дитя, но не балуй, не губи. Избаловать дитя можно и в бедности. При ласковой строгости можно растить настоящим человеком и в богатстве.
- Воспитывай благодарность: если нет ответной любви на твою самоотверженность, считай, что дети только потребляют твою любовь. Пусть будет хорошо не только детям, но и тебе.
- Тебе не будет счастья без счастья твоих детей, но их тоже пусть трогают твои беды.
- Будь другом детям, но не приятельницей. Будь рядом с ними, но выше. Будь доброй, но не добренькой.
- Учи детей думать не о вещах, а о делах: трехлетняя дочь пусть помогает матери, трехлетний сын пусть защищает её. Никто не может сидеть без дела, когда трудится мать.
- Мать, помни: лучшее - детям.
- Дети, помните: лучшее - матери.
- Мать, помни о себе: забудешь - плохо станет детям.
- Помни: всё исходит от тебя, всё подчиняется тебе.
О МАТЕРИНСКОЙ ЛАСКЕ
Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребенку не достает вашего теплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места.
Это "нервное начало" - своеобразное требование тепла.
Ласка смягчает нрав, создает необходимую контактность.
Ребенок ищет ласковых прикосновений, добрых слов, взглядов. Будьте мудрыми в ласке. Ощущения, порой, сообщают ему куда больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов и выразить свое отношение жестом, движением, прикосновением, делайте это смелее и чаще.
Не обязательно ласкать специально. Вы выходите на прогулку: поправьте шарф, погладьте волосы ребенку.
СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ
Дорогие бабушки и дедушки! Познакомьтесь, пожалуйста, с этими советами по воспитанию внуков и внучек.
- Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
- Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
- Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
- Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
- Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о работе.
- Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
- Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
- Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
- Давайте им возможность трудиться рядом с Вами.
- Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
- Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:
- Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
- Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
- Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в отсутствие ребёнка.
- Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и себе.
- Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: "Ты ещё маленький", "Тебе еще рано".
- Не забываете говорить ребенку "пожалуйста", "спокойной ночи", "спасибо за помощь", а также часто используете похвалу.
- Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
"ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ" -
СОВЕТЫ А.С. МАКАРЕНКО
Чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
- Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
- Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
- Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
- Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.
- Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить, а должны требовать и добиваться выполнения Ваших требований.
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?
- Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них.
- Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
- Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы, при этом избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
- Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим наблюдениям, размышлениям.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: "А как ты думаешь?"
- В ответе на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, прочитайте ему книгу, рассмотрите вместе иллюстрированный материал.
- Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям.
- Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: "Пока ты еще мал. Научишься читать, пойдешь в школу - узнаешь многое сам и сможешь сам ответить на свой вопрос".
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЙ ВОПРОС
"ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?"
Отвечайте на этот вопрос в таком же спокойном тоне, как и на любой другой, т.к. для ребенка 3-6 лет спросить об этом - все равно, что задать вопрос: "Почему трава зеленая?". Только по смущению и неловкости родителей дети начинают понимать, что эта тема особая, какая-то запретная.
Давайте постараемся ответить на извечный вопрос как можно яснее и спокойнее, например: "Маленький ребенок сначала растет у мамы внутри. У нее там есть специальное место - называется матка". На вопрос ребенка, каким образом он выбирается наружу, сначала предложите ему угадать самому. Таким образом, вам станет ясно, какие у него есть на этот счет фантазии. "Нет, скажете Вы, для этого есть специальная дырочка. Она очень эластичная - легко растягивается и снова сжимается. Когда ребенку пора выходить наружу, она растягивается и становиться большой. А потом она снова сжимается и становится маленькой".
КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
Следует предлагать ребенку самому сделать что-то очень интересное: постирать белье кукле и свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски - с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить "гараж" и поставить туда все машины. Можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает "сам", но не делать за него.
ЧТОБЫ РЕБЕНОК РОС ТРУДОЛЮБИВЫМ ...
- Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно:
- Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
- Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
- Добиваться того, чтобы ребенок начатое дело доводил до конца.
- Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
- Внимательно оценивать его работу, поощрять за старание.
- Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
- Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему, возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
- Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАКИЕ УСИЛИЯ ТРЕБУЮТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ?
- Надо изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной позиции: "Всегда прав взрослый".
- Необходимо научиться относиться к ребенку не как к полностью зависимому и подчиненному существу, а как к человеку, имеющему определенные права и собственное мнение, которое заслуживает уважения.
- Можно попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но действовать надо не свысока, а на равных.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ
СТРАДАЮТ ИСТЕРИКАМИ
Необходимо:
- Дать возможность ребенку играть вне дома, где вы можете не следить за ним строго.
- Иметь дома предметы, которые ребенок может толкать, носить, то есть, с которыми он может обращаться достаточно бесцеремонно.
- Иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры.
- Реже запрещать ребенку "всё" трогать".
- Не просить его, например, подойти надеть рубашку, а просто надеть ее на него.
- Не прерывать бесцеремонно игру ребенка.
- Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
- Смотреть ребенку только определенные программы телевидения, а не все подряд.
- Приглашать в гости друзей только по определенным дням.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:
- Нарушения режима дня.
- Обилие новых впечатлений.
- Плохое самочувствие во время болезни.
- Переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
- Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку. Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова
- "нельзя".
- Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
- Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной с взрослыми деятельности.
ВЕЧЕР В СЕМЬЕ
- Острые этические разговоры не переносите на позднее время.
- Не давайте ребенку перед сном кофе, крепкий чай и острые блюда.
- Укладывайте ребенка в одно и то же время: не позже 21 часа.
- Не рассказывайте перед сном страшных историй, не смотрите остросюжетные фильмы.
- Не разрешайте конфликты взрослых при детях.
- Не допускайте перевозбуждения ребенка.
- Совершайте прогулки на свежем воздухе, разговаривая о дне прошедшем, завтрашнем.
- Сочиняйте и рассказывайте ребенку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, храбрый, вежливый.
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Данное упражнения позволит вашему ребенку снять напряжение и расслабиться.
"Кулачки"
Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы
косточки побелели.
Руки на коленях,
Пальцы - в кулачки.
Крепко с напряжением
Сжатые они.
Пальчики сжимаем,
Снова разжимаем.
Девочки и мальчики,
Отдыхают пальчики!
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Данное упражнение позволит вашему ребенку снять напряжение и расслабиться.
"Кораблик"
Представьте себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.
Стало палубу качать,
Ногу к палубе - прижать!
Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем!
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Данное упражнение позволит вашему ребенку снять напряжение и расслабиться.
"Шарик"
Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.
Шарик мама нам достала.
Вдох - и тело легким стало, Выдох - шарик ожил словно. Дышим мы легко и ровно.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА?
Чтобы воспитать Человека, нужно:
- Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
- Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться "лепить" своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
И при этом нельзя:
- Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
- Относится к ребёнку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.
- Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
- Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
- Относится к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.
СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
(Тайные мечты каждого ребёнка)
- Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
- Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
- Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.
- Говорите мне, что я вам нравлюсь.
- Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
- Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
- Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду. Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение.
- Учите меня, что хорошо и что плохо.
- Делитесь со мной своими планами.
- Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
- Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо.
- Не командуйте, просите меня.
- Обещаю, что я научусь говорить "извините", "пожалуйста" и"спасибо".
- Я знаю ещё некоторые замечательные слова. "Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа".
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ
Если ребёнка постоянно критикуют
- он учится ненавидеть.
Если ребёнок живет во вражде
- он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают
- он становится замкнутым.
Если ребёнок растет в упреках
- он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок живет в терпимости
- он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают
- он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят
- он учится быть справедливым.
Если ребёнок растёт в безопасности
- он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают
- он учится ценить себя.
Если ребёнок растёт в атмосфере понимания и дружелюбия
- он учится находить любовь в этом мире.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ ...
Причины лжи:
1. Страх наказания.
2. Часто повторяемое слово "нельзя".
3. Насмешки над слабостями ребёнка.
4. Сравнение его с другими детьми.
Если ребёнок сказал неправду, не следует обвинять его во лжи.
Что делать?
1. Чаще хвалить его за все хорошие поступки и старания.
2. Не бояться придумывать вместе с ребенком сказочные истории, в которых он предстает смелый и храбрый.
ЧТОБЫ РЕБЁНОК С ЖЕЛАНИЕМ УБИРАЛ ИГРУШКИ...
1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
2. Можно предложить ему помощь "Разреши, помогу!"
3. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: "Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место".
4. Не должно быть обилия игрушек.
5. Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
6. Помочь ребёнку: "Трудно тебе - я пришла на помощь. Будет трудно мне — ты поможешь!", но при этом не делать за малыша то, что он может сделать сам.
Создание ситуации успеха.
Ситуация успеха – проживание субъектом своих достижений в контексте личностного развития.
Ситуация успеха – важный фактор развития личности, способствует увеличению энергетического потенциала личности, проявлению способностей, возможностей.
Алгоритм создания ситуации успеха:
Основываясь на базовой доброжелательности:
- Дайте инструкцию.
(Сделай, изготовь, пожалуйста…)
- Проавансируйте похвалу, веру в ребёнка, успех.
(Я знаю, что у тебя получится…)
- Похвалите его за смелость
(Ты удивительно смелый, молодец, твоя смелость просто поражает…).
- Подключите значимую мотивацию
(очень нужно…)
- Подчеркните персональную исключительность (только ты можешь, справишься…)
- Высоко оцените детали
(Особенно замечательно у тебя получилась голова в рисунке…)
- Произведите педагогическое внушение.
(Ты можешь… Ты показал… Теперь нет никаких сомнений в твоих способностях и возможностях)
КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ?
1.Сюжетно-образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта.
2.Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.
3.Строительные наборы.
4.Дидактические:разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики.
5. Игрушки-забавы.
6. Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребёнку.
ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР
1. Нельзя ребёнку смотреть телевизор больше 30 минут в день, так как это ведёт к ослаблению нервной системы.
2. Не следует смотреть телевизор в полной темноте, это ухудшает зрение.
3. Не рекомендуется сидеть близко у телевизора, а также на полу перед ним, так как рентгеновские лучи исходят вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей:"Заповеди мудрого родителя"
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не при...
Консультация для родителей "Заповеди родителей"
Заповеди родителей...
Консультация для родителей "Заповеди родителей"
Консультация для родителей "Заповеди родителей"...
Буклет-консультация для родителей: "Заповеди мудрого родителя", воспитатель:Шорникова М.В.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»Заводского района г.Саратова Консультация для родителей на т...
Консультация для родителей "Заповеди мудрого родителя"
Рекомендации родителям...
Консультация для родителей Заповеди мудрого родителя
Консультация для родителей Заповеди мудрого родителя...