«Социальное партнерство семьи и детского сада».
статья

Юлия Николаевна Файзулина

Автор: Файзулина Юлия Николаевна, воспитатель I квалификационной категории ФГБДОУ «Детский сад № 84».

Описание: в этой статье раскрываются аспекты взаимодействия педагогов с родителями. О том, как повысить педагогическую культуру родителей. Эта статья будет интересна воспитателям, студентам педвузов и колледжей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Социальное партнерство семьи и детского сада».

Автор: Файзулина Юлия Николаевна, воспитатель I квалификационной категории ФГБДОУ «Детский сад № 84».

Описание: в этой статье раскрываются аспекты взаимодействия педагогов с родителями. О том, как повысить педагогическую культуру родителей. Эта статья будет интересна воспитателям, студентам педвузов и колледжей.

В настоящее время взаимодействие педагогов с родителями воспитанников является актуальной проблемой. Оно предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, оно так же  направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Повышение педагогической культуры родителей способствует успешному разрешению противоречий между педагогами и семьями воспитанников.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого он является.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

- частотой контактов с ребенком;

- эмоциональной насыщенностью контактов;

- информативностью.

На первом уровне – родители – все три показателя имеют максимальное значение.

На втором уровне – воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

На третьем – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты (улица, поликлиника, транспорт и так далее).

Четвертый – это люди, о которых ребенок слышал, знает, но никогда не встречал.

Ближайшее окружение ребенка – это первый и второй уровень приближенности (родители и воспитатели) в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияет на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений.

Для успешного социального развития ребенка необходимо, чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично, свободно от директивности.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей (Декларация прав ребенка).

Воспитание ребенка  в семье является главной ступенью, а задача педагога – выбор эффективных методов и приемов работы с родителями, формирование оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада. Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми он знакомит родителей дошкольников.

С сентября в приемной нашей группы появился «Почтовый ящик», о назначении которого рассказали на первом родительском собрании. В нем время от времени появлялись вопросы, касающиеся взаимоотношений ребенка в коллективе, что читать, как отвечать на детские вопросы, нужно ли наказывать ребенка и как, в какие игры играть с ребенком и так далее.

Конечно, хотелось бы, чтобы родители проявляли большую активность и заинтересованность в этой форме общения, но, думаю, она приживется и родители оценят ее пользу.

Получая вопросы, стараюсь подобрать на них ответы, оформив их консультацией, материалом ширмы или родительского уголка. В своей работе использую разные формы индивидуальной работы: беседы, рекомендации, советы.

В познавательные формы работы с семьей включаю родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, педагогическую библиотеку для родителей. Они способствуют ознакомлению родителей с возрастными и психологическими особенностями детей нашей возрастной группы, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Родительские собрания остаются самой распространенной формой взаимодействия с семьей детей. Чтобы оно не превращалось в монолог педагога, пропаганду педагогических знаний, а проходило в форме живого общения взрослых людей, одинаково заинтересованных в развитии ребенка, стараемся включать домашние задания родителям, решение педагогических ситуаций, участие детей (как одно из средств привлечения), результаты анкетирования, выставки детских работ по продуктивной деятельности.

Для пополнения родительской педагогической копилки родителям готовим памятки: обучение ходьбе на лыжах, как воспитывать у ребенка самостоятельность, что и как читать детям. Заранее, перед собранием, вывешиваем объявление с указанием даты и времени проведения,  а так же средства привлечения: на втором собрании – фрагмент занятия «Фитболл», а на третьем – фрагмент занятия по развитию речи.

Конечно, посещают собрания далеко не все родители. Многие загружены работой, добираются из других районов города, да и не преодолели еще выработанный стереотип: что на собрании будут чему – то поучать и о чем – то просить.

С целью активизации используем педагогические ситуации, заранее подготовленные к собранию. Анализируя их, родители имеют возможность связать знания с практикой воспитания детей, повысить интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Чтобы не получить однозначных ответов, продумываем формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков взрослых и детей.

К выступлению на собрании привлекаем специалистов детского сада: медсестру, инструктора по физкультуре, музыкального работника, заведующую и старшего воспитателя.

Одной из популярных форм работы с семьей, являются консультации. Тематические консультации организуем с целью ответить на вопросы родителей. Стараемся связывать их с основными направлениями работы ДОУ и интересами самих родителей. Их ценность состоит в том, что родители убеждаются в заинтересованности педагога оказать поддержку в воспитании ребенка, дать нужный совет. В текущем году проведены консультации:

  1. Значение физических упражнений для детей дошкольного возраста.
  2. Эмоциональное состояние детей при обучении ходьбе на лыжах.
  3. Два типа связной речи – диалог и монолог.

Вопросы в «Почтовом ящике» помогают спланировать индивидуальные консультации, заранее подготовить их, если надо – проконсультироваться со специалистом. В приемной в течении года выставляется литература, которую родители могут изучить как на месте, так и дома.

Такая библиотека помогает обогащать знания родителей об особенностях развития и воспитания детей, найти ответы на интересующие вопросы. Литература в библиотеке постоянно обновляется. Предлагаем и практическую литературу, способствующую организации досуговой деятельности в домашних условиях: как научить ребенка отгадывать загадки, как изготовить игрушку из подсобного материала или книжки-малышки по любой теме.

Перед Новым годом провели семинар-практикум по изготовлению новогодних игрушек. Он был направлен на подготовку к групповому конкурсу. Небольшое теоретическое сообщение и знакомство с необходимым материалом, затем практическая часть, помогли присутствующим освоить ряд несложных операций по выполнению игрушки,  проявить при этом творчество. Представленные на конкурсе игрушки были разнообразны, ярки, образны. Ими мы украсили группу.

Кроме вышеизложенных коллективных форм работы с семьей используем и индивидуальные. Это наиболее доступная форма установления связи с семьей, но она не так проста, как кажется на первый взгляд.

Беседа также нуждается в подготовке, так как в ней активно участвуют и воспитатель и родитель. Предполагая беседу с кем-либо из родителей, стараемся заранее продумать вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. В ходе беседы стараемся приводить факты, положительно характеризующие ребенка, интересуемся, как они добились положительных результатов в воспитании. И, если есть необходимость, тактично останавливаемся на проблемах, которые еще надо доработать (например: «Хотелось бы обратить внимание на воспитание самостоятельности, закаливании ребенка и так далее). И, конечно подбираем рекомендации, подходящие для данной семьи.

Создание располагающей обстановки также важно для таких бесед. Родители чувствуют в педагоге партнера по воспитанию ребенка, доверяют ему и прислушиваются к его мнению.

Применение досуговых форм общения способствует установлению теплых, неформальных отношений между педагогом и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. Какое удовольствие, радость получают дети, когда их близкие рядом с ними.

К досуговым формам мы относим проведение совместных праздников, развлечений, досугов. Мы привлекали родителей к участию в «Празднике урожая» осенью, «Встреча Нового года», «Масленица», «Мамин день», «День защитника Отечества» и далее, а также к участию в спортивных праздниках и развлечениях.

Родители охотнее стали откликаться на предложение исполнить роль на празднике, прочесть стихотворение или поучаствовать в играх. Уже не первый год в ролях Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных персонажей выступают родители наших воспитанников.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, педагогу проще налаживать с ними контакты.

Хочется остановиться и на такой форме работы с семьей как «Дни открытых дверей». Они дают возможность родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, почувствовать атмосферу группы и ДОУ, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день наши родители имеют возможность ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается, отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Привлекаем присутствующих взрослых к играм, занятиям, прогулкам с детьми. Конечно, такие мероприятия требуют тщательной подготовки и организации, но полученный результат оправдывает затраченные усилия. Проводимый в январе «День открытых дверей» представил родителям возможность увидеть работу по укреплению здоровья детей: посмотреть физкультурное занятие, утреннюю гимнастику, проведение закаливающих процедур, посетить прогулку, где активно использовались снежные постройки для организации двигательной активности. В их строительстве тоже принимали участие родители. Во второй половине дня взрослые стали участниками детского спортивного развлечения, после которого получили медали и благодарности за участие в этом мероприятии.

В нашей практике работы с семьей используется и такая форма работы как оформление наглядно-рекомендательных ширм. Стараемся делать их интересными: размещаем фотографии детей по выбранной тематике, не перегружаем их объемным текстовым сопровождением. В группе имеются ширмы по организации детских игр, обучению ходьбе на лыжах, организации питания, закаливания, прогулок и прочее. Такие ширмы помогают познакомить родителей с содержанием, задачами воспитания детей, получить рекомендации, практическую помощь по разным направлениям воспитательно-образовательного процесса.

Практические задания родителям не только способствуют расширению их знаний, навыков, но и сближают с собственным ребенком.

Создание генеалогического древа семьи побудило родителей проявить творчество, некоторые из них включили в родословную четыре поколения: дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Такие проекты по созданию родословной способствуют развитию у детей интереса к своей семье.

Конечно не все семьи приняли участие в составлении родословной с детьми, часть родителей признались, что не ведут с детьми бесед о родственных отношениях, не прислушивались к нашим рекомендациям. Хорошую помощь нам и родителям оказало пособие Е.К. Риваной «Знакомим дошкольников с семьей и родословной».

Хочу отметить, что любое участие родителей в жизни группы не проходит не замеченным. Мы отмечаем родителей благодарственными письмами, акцентируем их активность на групповых родительских собраниях, за участие в конкурсах и выставках награждаем сувенирами, Помещаем благодарности в родительском уголке. Это не только побуждает активных к дальнейшему участию, к совместному сотрудничеству, но и заставляет мобилизироваться менее активных.  

Чтобы наметить работу с семьей на учебный год, составить перспективный план, в конце каждого учебного года проводим анкетирование или устный опрос родителей.

Это позволяет учесть их интересы, трудности и пожелания. Составляя перспективный план, учитывая приоритетное направление деятельности ДОУ на год, намечаю задачи для работы с семьей. В самом начале обозначаем тематику родительских собраний, затем, учитывая интересы и трудности родителей – планируем консультации и семинары-практикумы. Досуговые мероприятия занимают важное место в плане, так как они способствуют установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Затем определяем мероприятия по ознакомлению родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей, формирования у родителей знаний о воспитании и развитии дошкольников. Условно перспективный план базируется на следующих формах работы с семьей:

  • информационно-аналитические;
  • познавательные;
  • досуговые;
  • наглядно-информационные.

Остановлюсь на том, как это выглядит практически.

Как уже упоминалось, проводим анкетирование, опросы родителей для выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. В этом учебном году мы трижды проводили анкетирование, результаты которого помогали скорректировать работу с семьей.

Но не все и не всегда удается. К сожалению невысокой остается посещаемость общих мероприятий – родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов. Нарушение режима дня – поздний приход детей в детский сад – тоже имеет место.

Часть родителей группы остаются в стороне от воспитательно-образовательной работы с детьми, ссылаясь на отдаленность места работы и ненормированный рабочий день.

В начале мая планируем провести еще один семинар-практикум: «Игры нашего детства», который будет способствовать передаче опыта взрослых по организации дворовых игр, восстановлению преемственности (то есть, из поколения в поколение), а так же укреплению здоровья детей, возможности познать самого себя и просто получить радость и хорошее настроение.

Для подготовки к празднованию Дня Победы планируем привлечь родителей к сбору фотоматериала «Моя семья и Великая Отечественная война», для оформления выставки в групповом помещении.

Рекомендуем родителям свозить детей к Монументу Славы. Советуем рассматривать с детьми иллюстрации о защитниках Родины, читать литературные произведения, знакомить с семейным фотоархивом и семейными реликвиями, изготовить поздравительные открытки для близких к празднику.

Работа с семьей – это огромный пласт, который дает большой простор для поиска новых эффективных форм работы. Отрадно и то, что появляется больше литературы, помогающей педагогу грамотно построить процесс, выбрать интересные формы работы с семьей, определить методы активизации родителей.

В следующем учебном году планируем разнообразить перспективный план такими формами как «Устный журнал», «Ток-шоу», «КВН».

Активно использовать видео с разными видами деятельности детей, вовлекать родителей в детскую деятельность (совместное рисование, лепка, конструирование, игры, театрализованную деятельность). Хочется сделать развлекательные спектакли силами родителей. Думаю, что более активное применение нетрадиционных форм общения с родителями будет способствовать заинтересованности родителей к участию в жизни группы и ДОУ, поможет приобрести практические навыки и грамотный подход в общем деле воспитания и развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"

Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях.   Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест...

Социальное партнерство семьи и детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989310","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

"Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья"

Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образова...

Презентация "Социально педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"

Создание условий для доверительных, плодотворных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения....

Статья "Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья

Основная цель программы развития ДОУ состоит в  создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему...

Социальное партнерство семьи и детского сада.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяли друг другу. p { margin-bottom:...