Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Прохорова Наталья Павловна

С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Такие стойкие специфические нарушения чтения и письма называют ДИСЛЕКСИЕЙ (нарушение чтения) и ДИСГРАФИЕЙ (нарушение письма). Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fonemat_sluh_tsentr_17_g.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»

Составила: учитель-логопед

Прохорова Н. П.

Представила: консультация для родителей 05. 04. 2017 г.

С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Такие стойкие специфические нарушения чтения и письма называют ДИСЛЕКСИЕЙ (нарушение чтения) и ДИСГРАФИЕЙ (нарушение письма). Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

    Около 5 – 8 процентов младших школьников страдает дислексией. Иногда это расстройство наблюдается у нескольких поколений одной семьи, т. е., имеется генетическая предрасположенность. Нарушение чтения становится очевидным ко 2-му классу. Дети с дислексией допускают специфические ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, пропускают начальные слоги слов, меняют буквы местами, не могут запомнить буквы, поэтому читают очень медленно. Часто страдает способность чётко воспринимать на слух звуки речи, при этом ребёнок заменяет при чтении одни звуки другими: звонкие – глухими парными, твёрдые – парными мягкими и т.п. Всё это приводит к тому, что такие виды работ, как чтение, пересказ, изложение им не даются. Дети с дислексией стараются уклониться от любой деятельности, требующей самостоятельного чтения, особенно прилюдного. Привить им любовь к чтению невозможно.

При дисграфии у детей наблюдаются специфические ошибки при письме: пропуск букв, особенно гласных и при стечении согласных в словах («кшка» вместо «кошка», «сег» вместо «снег» и т.п.); замены парных, близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и, соответственно, букв (звонкие – глухие «папочка» вместо «бабочка», твёрдые – мягкие «изум» - «изюм», свистящие – шипящие «зук» - «жук»), замены букв, похожих между собой, отличающихся каким-либо элементом или расположением в пространстве (п – т, б – д, ж – х, ш – щ, ц – ч), пропуск мягкого и твёрдого знака, нарушение согласования слов в роде, числе, падеже, пропуск предлогов, слитное написание предлогов и раздельное – приставок, несоблюдение границ предложения и т.п. Эти ошибки не имеют отношения к грамотности, т.е., к орфографическим правилам русского языка (правописание ЖИ – ШИ, безударных гласных в корне слов, мягкий знак на конце сущ. Ж.р., оканчивающихся на шипящие, …).

     Чтобы понять причины дисграфии и дислексии, нужно понять механизм освоения человеком письменной речи.

      Известно, что мы обладаем по меньшей мере тремя видами слуха. Первый – физический слух. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира природы (писк комара, шелест листвы, гул ветра, шум воды) и урбанистические звуки (перестук колёс поезда, гудки автомобилей…). Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией и прекрасной музыкой великих композиторов. И третий вид – речевой слух. Можно обладать прекрасным музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух помогает нам понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, различать звуки речи. Например, в русском языке очень много слов, отличающихся одним звуком, что полностью меняет смысл слова (солонка – соломка, сок – сом, папочка – бабочка, лук – люк), и похожих по звучанию, но разных по смыслу слов (гриб – грипп, кисть – кисточка – на ушах, для рисования, у рябины), отличающихся только ударением: зАмок – замОк, глазкИ – глАзки и т.п.

При недостаточно развитом речевом слухе не различаются оттенки, речь воспринимается искажённо. Ребёнок не может научиться правильно читать и писать. Как он может читать и понимать прочитанное, если нечётко слышит воспринимаемую речь? Фонематический слух развивается ТОЛЬКО при правильно произносимых САМИМ ребёнком звуках. Если наблюдается нарушение многих звуков, фонематический слух обязательно будет нарушен. Обучение письму в этом случае идёт ещё сложнее. Ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака – буквы в быстром потоке воспринимаемой речи. Поэтому обучение ребёнка с речевыми нарушениями письму и чтению – сложная педагогическая проблема.

   Наряду с особым речевым слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, просто видеть окружающий мир недостаточно для овладения письмом. Человек должен запомнить очертания и пространственное расположение букв и затем воспроизвести их.

За овладение письмом и чтением отвечает особая область коры головного мозга. Центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая половина мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Этим объясняются факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Более древняя, правая половина мозга не страдает, и не мешает ребёнку «объясняться» с миром с помощью зрительных образов, например, иероглифов, изображений на глине, бересте, скалах.

(О зеркальном письме – оптическая дисграфия – вызвана нарушением ориентировки в пространстве). После освоения пространства своего тела, вокруг себя и на листе бумаги) оптическая дисграфия преодолевается. Зеркальные повороты букв чаще наблюдаются у левшей (если у правши – можно предположить скрытое левшество).

Зачем я  так подробно рассказываю о нарушениях чтения и письма? Какое это имеет отношение к Вашим детям?

     Как правило, у детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдается и недоразвитие фонематического слуха. Того самого, который позволяет воспринимать и различать звуки речи.

     Тренировать и развивать речевой слух можно и нужно. Существует много приёмов, позволяющих ребёнку стать более внимательным к речи.

  1. Постановка правильного звукопроизношения. Без правильно произносимых самим ребёнком звуков невозможно научить его различать и понимать речь других людей. Если ребёнок свою искажённую речь воспринимает как нормальную, ни о каком фонематическом восприятии не может идти речи. Только под контролем своего произношения! Что делать? Напоминать, контролировать, формировать навык самоконтроля.
  2. Развивать слуховое внимание, т. е., внимание к речи окружающих людей.

- Правильно ли я сказала:

             Дети гуляли,

             Стихи сочиняли:

             «Листопад, листопад –

              Хлопья снежные летят».

«Прилетели птицы с юга,

Значит, скоро будет вьюга», -

Думал старый воробей.

Ну, а ты его умней?

- Неправильная рифма:

На это стоит поглядеть –

Бревно взял хоботом … (слон).

Что стучишь так громко, дождик?

Не забьёшь ты даже .. (гвождик или гвоздик)?

- Исправь ошибку:

У Светланы и у Лизы есть и санки, есть и лызы.

Лежали на улице свежие доски, на них отдыхали ленивые коски.

Двое маленьких мышат тоже ходят в детский шад.

Грустят на пригорке две стройные ёрки.

Был закат и тих, и светел, но потом поднялся ветел.

- Договори словечко:

В Африке найдём не раз мы кокос и … (ананас).

Спорят брошки и заколки: у кого острей … (иголки).

Ослик любит очень золотую … (осень). и т.п.

Учить стихи! – с пониманием смысла!!! Не механически!

  1. Учить различать звуки речи.

Игра: «Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони поднести к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком» Дети «открывают ворота» (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет заданного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить ребёнку вспомнить слова, которые он «пропустил» во двор. (Аналогично можно «ловить слова в ладошки», «зажигать зелёный свет светофора» и т.п.). – показ работы по «Светофору».

Для того, чтобы ребёнок научился слышать звуки, их можно обозначить какими-либо символами. Я использую Звуковички. Каждый такой человечек обозначает один звук. Каждый гласный звук имеет своё обозначение, согласные звуки – своё. – показ. Из таких Звуковичков удобно составлять звуковые схемы слов, а также учить сливать слоги – показ.

  1. Определение количества и порядка звуков в слове. Деление слов на слоги.

Чтобы правильно писать слова, нужно научиться последовательно выделять все звуки в слове. Для определения места звука в слове можно использовать Светофор, Синичку, Домик с тремя окошками – показ. 

     Чтобы разделить слова на слоги, можно хлопать, топать, считать гласные или считать, сколько раз открывается рот при проговаривании слова. Этот способ надёжнее, так как дети часто неправильно делят по слогам слова со стечением согласных – «зонт, Москва».

  1. Учимся давать характеристику звукам:

Гласный – согласный,

Звонкий – глухой,

Твёрдый – мягкий. – по схеме. – показ.

  1. Составление предложений и их схем. Учите считать слова.
  2. Чёткая, внятная, понятная речь. Не допускайте торопливой, невнятной, смазанной речи, требуйте, чтобы ребёнок старался проговаривать все слова правильно. Это поможет при обучении письму, потому что ребёнок диктует сам себе. Если он «проглатывает» звуки и слоги при говорении, он будет так же не прописывать их и при письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...