Консультация для родителей на тему "Этикет"
консультация (старшая группа)

Консультация предназначена для ознакомления детей с понятием "этикет", правилами этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_etiketu.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

"Этикет"

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в обществе при определённых обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как себя вести в общественных местах, за столом и пр.) и по которым складывается впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА:

  • уважайте желания окружающих;
  • проявлять внимание к своим близким;
  • не нужно в присутствие ребенка обсуждать проблемы, события и людей;
  • нельзя позволять себе рыться в вещах своих близких;
  • прежде чем войти в закрытую дверь постучите;
  • проводите семейные трапезы.

ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА:

  • не набивать едой рот;
  • пользоваться столовыми приборами, а не руками во время еды;
  • пережевывать еду закрытым ртом и не разговаривать с едой во рту;
  • кушать медленно, тщательно пережёвывать еду;
  • важно ознакомится с правилами употребления отдельных продуктов, блюд (например);
  • не разрешайте ребёнку выковыривать еду из зубов за столом;
  • важно пользоваться салфеткой во время еды;
  • подскажите ребёнку секрет: если не знает, как есть то или иное блюдо, то стоит подождать и посмотреть, как это сделают остальные;
  • научить говорить спасибо за подачу еды;
  • не давать резких комментариев (если не понравилось блюдо), благодарить после окончания приёма пищи и сделать комплимент блюду (дома, в гостях, в общественном месте) и т. д.

С чего начать обучение столовому этикету? Как ест ваш ребенок? Какого его поведение за столом? Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой? Лежит ли перед ним салфетка? Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды? Догадывается ли, что в застольных манерах проявляются уважение и любовь к людям, сидящим вместе с ним за столом? Наблюдение за поведением людей во время ежедневного или праздничного застолья, за тем, насколько уверенно они себя чувствуют и красиво при этом выглядят, какие знаки внимания оказывают друг другу, приводит к убеждению, что прививать человеку застольные манеры следует с раннего возраста. Как только малыш взял в руку ложку и пробует есть сам, мама ласково, спокойно и настойчиво приучает его держать этот столовый прибор правильно.

Постепенно вводятся

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ:

  • на столе порядок, чистота и красивая сервировка;
  • за стол садятся с чистыми руками и лицом;
  • нельзя за столом кричать и много говорить, тем более, когда во рту есть пища;
  • есть надо спокойно и не спеша, пользуясь столовыми приборами и салфетками;
  • в конце застолья нужно обязательно поблагодарить за еду и совместную трапезу.

     С 5-6 лет желательно начать осознанное обучение дошкольника правилам столового этикете. Этому уделяется большое внимание в детском саду. Начинать желательно с красивой и правильной сервировки стола. От этого улучшается и аппетит, и настроение, всем хочется красиво себя вести за столом и общаться друг с другом.

КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНОЙ СЕРВИРОВКЕ СТОЛА.

Начинать это обучение следует с того времени, когда ребенок к нему готов. Накрывая стол, попросите ребенка помочь. Малышу 3-4 лет поручите отнести к столу одну - две тарелки. Пятилетний ребенок сам расставит тарелки на столе и разложит, как показали взрослые, столовые приборы и полотняные салфетки для каждого участника застолья. Старший дошкольник все это сделает самостоятельно, установит блюда с закусками и салфетницу с бумажными салфетками. Дети, несомненно радуются, видя, как при их участии преображается стол. Конечно, ребенку не только подскажут, что и как сделать, но и обязательно отметят его желание радовать близких людей и умение красиво сервировать стол. Красивое застолье не обязательно должно быть обильным и дорогостоящим. Главное, чтобы на накрытый стол с самой обычной пищей было приятно смотреть. Зная правила сервировки стола, современный человек, который испытывает определенные материальные трудности, сумеет выбрать для сервировки то, что необходимо и приемлемо.

О вариантах сервировки стола написано во всех учебниках по этикету.

Выделим те правила сервировки, которые необходимо знать дошкольнику:

  • накрытый стол должен быть красивым и чистым;
  • сервируются общая и индивидуальные части стола (для каждого участника застолья должно быть равное количество тарелок, столовых приборов, бокалов);
  • индивидуальная часть выглядит так: слева от основной (закусочной или столовой) тарелки лежит вилка зубцами вверх, справа нож лезвием к тарелке, дальше от него - ложка для супа, слева от основной тарелки стоит хлебная тарелка, на которую кладется кусок хлеба, взятый с общего блюда, за основной тарелкой ставится бокал для воды;
  • полотняные салфетки раскладываются на основные тарелки, бумажные находятся в салфетнице.

Пусть не каждый раз, но периодически, в праздничное и обычное застолье, вводите и закрепляйте эти правила. Не следует заставлять ребенка заучивать правила сервировки, он обязательно запомнит их при постоянном и заинтересованном участии в этом деле. Важно понять, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья под рукой находилось все необходимое для еды.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:

  • четкая дикция и правильное произнесение слова;
  • выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;
  • большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
  • отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);
  • употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
  •  умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
  • умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
  •  умение доказательно обосновывать свои утверждения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА:

  • Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.
  • При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.
  • Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.
  • Обязательно говорить слово, пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.
  • В ответ на слово спасибо можно сказать слово, пожалуйста.
  • Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.
  • Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
  • Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.
  • Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

Одним из эффективнейших средств воспитание речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской художественной литературы. Беседуя с ним о прочитанном произведении, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей. Освоение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи, а также и языковое чутье.

ЭТИКЕТ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНЫХ МЕСТАХ И ПРИ САМЫХ РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ:

  • при знакомстве;
  • в момент приветствия и прощания;
  • в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.);
  • в телефонном разговоре;
  • как вести себя в гостях;
  • как принимать гостей;
  • как вести себя за столом;
  • как правильно составлять письма, отвечать на письма;
  • общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми;
  • употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие);
  • выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code);
  • соблюдение личной гигиены и забота о здоровье;
  • отношение к материальным ценностям;
  • понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ГОСТЯХ.

Дети живо реагируют на любое слово или поступок, они обижаются, ругаются со сверстниками, иногда кричат и плачут. Но хороший гость не станет этого делать: ссоры и капризы неприятны всем, а больше всего другу, у которого день рождение. Любишь его, желаешь ему счастья и радости - веди себя красиво, чтобы ничто не испортило праздника. Для создания хорошего настроения в компании желательно говорить друг другу комплименты - добрые и приятные слова о достоинствах других людей. Пусть наши дети учатся говорить их друг другу («Какой замечательный у тебя наряд!», «Как хорошо ты прочитал стихотворение!», «(Какую интересную игру ты придумала!» и т.п.).

Перед уходом гости обязательно благодарят хозяев дома. Обсудите с ребенком, почему это следует делать, за что и какими словами мы выражаем свою признательность. Собирая ребенка в гости, напоминайте ему основные правила поведения. Чтобы он не заскучал, превратите это обучение в игру. Например, кто больше вспомнит, что можно и что нельзя делать в гостях.

ПРАВИЛА ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА, КОТОРЫЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ, ИДУЩЕМУ В ГОСТИ:

  • без приглашения в гости не приходят;
  • получив приглашение, надо подготовить подарок и цветы, нарядный костюм и обувь, придумать, с каким номером можно выступить на празднике (спеть песню, прочитать стихотворение, продемонстрировать фокус и т. д.);
  • в гостях нельзя делать то, что может испортить праздник.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Прежде всего, надо отметить простоту и разумность правил поведения в общественном транспорте, главная цель которых – создать наилучшие условия проезда для всех и не мешать друг другу. Как и на улице, в транспорте нельзя кричать, громко разговаривать, сорить, ссориться с окружающими и грубить. При входе в салон следует пропустить тех, кому труднее войти: будущей маме, женщине с маленьким ребенком, пожилому человеку, инвалиду. В переполненном салоне не принято широко расставлять локти и колени, выставлять далеко перед собой ноги. После себя мы должны оставлять чистые сиденья, поэтому нельзя ставить на них грязные сумки и разрешать ребенку забираться с ногами. В транспорте, как и везде, воспитанный человек старается оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Принято уступать места беременным женщинам, детям дошкольного возраста, инвалидам и престарелым, а также любому человеку, которому трудно стоять. Желательно, чтобы мужчины уступали места женщинам, а дети дошкольного возраста - пожилым людям. Отказываться от предложенного места не стоит. За оказанный знак внимания нужно поблагодарить. Иногда ребенок стесняется сказать такие простые слова, как «садитесь, пожалуйста», если он предлагает место, или «спасибо», если  предлагают ему. При произнесении этих слов надо улыбнуться и  посмотреть в глаза тому, кому они сказаны.

Отправляясь в дальний путь на поезде или самолете, желательно обговорить с ребенком основные правила поведения в дальней дороге: не шуметь, не кричать, не капризничать, разговаривать не громко, здороваться с другими пассажирами и проводниками, отвечать на их вопросы, по окончании поездки попрощаться с ними и пожелать счастливого пути. Одежда должна быть аккуратной, красивой и удобной. Есть следует аккуратно, не торопясь, но быстро. Словом, в дальней дороге надо стараться быть привлекательным, приятным пассажиром и как можно меньше мешать другим.

Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только тогда, когда с ним разговаривайте, или поучайте его, или приказывайте ему. Вы воспитывайте его в каждый момент вашей жалкой жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговаривайте с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как вы радуетесь, или печалитесь, - все это для ребенка имеет большое значение».

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Лучше лишний раз напомнить ребёнку, как нужно себя вести, чем кричать на него, что он не так поступил.

В дошкольном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызвало недоумение у окружающих.

Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...