Консультация "Становление социокультурного опыта детей раннего возраста" для родителей.
статья (младшая группа)

Адаптация ребенка раннего возраста к новым социальным отношениям, входящим в его жизнь во время поступления в детский сад, важна для его физического и психического здоровья и общего развития. А также своевременному формированию и становлению социокультурного опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей.15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Становление культурного опыта».

Адаптация ребенка раннего возраста к новым социальным отношениям, входящим в его жизнь во время поступления в детский сад, важна для его физического и психического здоровья и общего развития. А также своевременному формированию и становлению социокультурного опыта.

  По мнению исследователей, легче адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

Таким образом, перед воспитателем стоит задача подбора педагогических средств, обеспечивающих позитивный характер адаптационного периода ребенка раннего возраста. Такие педагогические средства должны быть нацелены на снижение уровня тревоги и создание комфортных условий во время пребывания в детском саду и становлению социокультурного опыта.

В нашей работе такими педагогическими средствами выступают культурные практики,  деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация.

Эффективным способом развития детей в раннем возрасте является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения. В спонтанные детские игры воспитатель включается в случае конфликтов и угрозе здоровью детей, в специально организованной деятельности выступает руководителем игры: управляет процессом и регулирует деятельность ее участников.

Для культурных практик, выступающих средством адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации, относятся:

- культурная практика этикета, направленная на развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и другими детьми;

- культурная практика освоения культурно – гигиенических навыков, самообслуживания;

- культурная практика подвижной игры, направленная на обогащение детского двигательного опыта, освоение основных движений, развитие интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям, развитие умения действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры;

- культурная практика сюжетной игры, направленная на игровое освоение бытовых действий, отношений, характерных для различных профессий;

- культурная практика режиссерской игры, соединяющей сюжетные и предметные игры в отражении непосредственных впечатлений от окружающей действительности, включая сюжеты литературных произведений и мультфильмов.

Раскроем содержание культурной практики этикета, способствующей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Данная культурная практика предполагает овладение ребенком культурными нормами поведения: соблюдение правил приветственного этикета для выстраивания позитивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Изобразительный ряд: иллюстрации (сюжетные картинки) с изображением позитивного и негативного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, схематическое изображение эмоций (смайлики).

Литературный ряд: стихотворения, отражающие правила этикета.

Музыкальный ряд: песни о дружбе, о приветствии и прощании.

Видеоряд: мультипликационные фильмы, включающие демонстрацию правил

приветственного этикета.

Игрушки: персонажи, являющиеся героями сюжетов на тему приветственного этикета; персонажи кукольных театров.

Содержание самостоятельной и совместной деятельности детей

Утренний прием: исполнение ритуала приветствия сверстников и педагога. Ответное приветствие.

Совместная со взрослым деятельность: отработка ритуала приветствия со взрослым, с другими детьми, с крупными игрушками.

Рисование коллективной картины «Здравствуйте!» ладошками.

Слушание и проговаривание стихотворений о приветствиях.

Речевая деятельность: проговаривание слов и фраз-приветствий.

Культурные умения, которые осваивает ребенок.

Культурная практика приветствия учит детей правилам этикета, формам и технике

общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей. Развивает представление о форме вежливого приветствия, раскрывает детям значение вежливых слов, учит их правильно употреблять слова в речи.

Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: потребность в соблюдении ритуала приветствия, желание приветствовать человека при первой встрече, доброжелательность, удовольствие.

Культурные события, в которые включается ребенок: ритуализация взаимодействия с окружающими людьми, групповое чтение и рассказывание, коллективное слушание, коллективный просмотр.

Объекты культурного опыта: ритуалы и привычки позитивного взаимодействия с окружающими людьми.

Культурные умения, которые осваивает ребенок: позитивное взаимодействие с окружающими людьми; роль хозяина и гостя.

Таким образом, культурные практики, предусматривающие организацию

развивающей предметно-пространственной среды и самостоятельной и совместной деятельности детей, которые будут способствовать становлению социокультурного   опыта детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

дидактические игры и пособия для развития чувственного опыта детей раннего возраста

В настоящее время на прилавках магазинов не всегда удается приобрести дидактический материал, отвечающий педагогическим задачам сенсорного и чувственного развития детей дошкольного возраста. В связи с...

«Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом»

На протяжении многих лет я работаю воспитателем в группе детей раннего возраста. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называ...

"Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом"

Статья: "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом"  «Тема обобщенного педагогического опыта»Раннее детство – основа общего развития ребе...

Образовательные ситуации как средство формирования двигательного опыта детей раннего возраста

Статья предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, полноценного и всестороннего развития двигательной активности у детей раннего возраста. Ранний возраст благоприятный п...

Использование арт – методики по изготовлению куклы – пеленашки в развитии социокультурного опыта детей раннего возраста

Статья на тему:Использование арт – методики по изготовлению куклы – пеленашки в развитии социокультурного опыта детей раннего возраста...