Роль семьи в формировании личности младенца
статья

Иващенко Светлана Сименовна

В статье раскрываются аспекты раннего онтогенеза и влияние семьи на развитие личности младенца, а также роль родителей в жизни ребёнка раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании личности младенца.

                                                    педагог-психолог МБДОУ детский сад №5 "Ручеёк"

г. Калининград

Иващенко Светлана Симёновна

Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.(О.Уайльд)

   Семья - это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семья - это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности.

        Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

        Жизненный сценарий человека определяется ещё до его рождения и в частности мотивами и условиями его зачатия, особенностями протекания беременности , родов, а также особенностями его развития на ранних этапах онтогенеза. Мать - это первая земная вселенная ребёнка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются малышу, оказывая влияние на его психику. Поэтому будущая мама должна осознавать, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь. Немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку — один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

         После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. Человеческая жизнь начинается с кризиса рождения. В первые дни после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Человеческое дитя рождается с ограниченным набором природных предпосылок развития, обладая к моменту рождения лишь элементарной психикой. Факт рождения есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса физического обособления ребенка. Новорожденный ребёнок окружён большим и разнообразным миром социальной стимуляции со стороны близких людей, в отношениях с которыми происходит его развитие, он еще долгое время находится в системе устойчивых непосредственных связей со взрослым.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=476156097-06-72&n=21

        В отечественной психологии наиболее перспективным подходом к изучению психики младенца является подход с точки зрения культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, для которого характерно рассмотрение младенца как социального существа, попадающего после рождения в мир людей с его культурно-историческими законами и реализующего в нём активность в форме деятельности. Период новорожденности рассматривается Л.С. Выготским как переходный этап от внутриутробного к внеутробному развитию.

         Анализируя этот период развития ребёнка, Л.С. Выготский показывает глубокую социальность младенческого возраста. Всей организацией жизни ребёнок, по мнению автора, принуждён к максимальному общению со взрослым, который является центром всякой ситуации в младенческом возрасте.  Значительное внимание, согласно рассматриваемых концепций, уделяется социально-эмоциональному поведению матери. В основе надёжной привязанности лежат чувствительность и отзывчивость матери, её желание и способность реагировать на эмоциональном уровне на потребности младенца.      Продолжая традиции Л.С. Выготского и А.В. Запорожца, М.И. Лисина стала основателем научной школы исследования общения ребёнка со взрослым, считая, что потребность в общении не является врождённой, а складывается на основе органических потребностей, для удовлетворения которых наиболее информативным объектом в окружающем ребёнка мире является взрослый человек. С точки зрения автора, отношение к другому человеку, к себе и миру начинает формироваться в актах эмоционального общения первых месяцев жизни младенца, в результате которого возникает главное новообразование первого полугодия жизни ребёнка – эмоционально-личностные связи взрослого и младенца.

       Первой активной формой участия младенца в общении со взрослыми можно считать  «комплекс оживления». Со второго месяца ребёнок не только воспринимает и реагирует на воздействия взрослого, но и сам начинает воздействовать на людей и выступать инициатором взаимодействия. Период приблизительно от двух до шести месяцев считается исключительно социальным периодом жизни. В процессе социального взаимодействия ребёнок получает опыт регулирования своего состояния матерью. http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=67128765-48-72&n=21

       В условиях семейного воспитания уже в первом полугодии жизни активность к окружающим людям, к себе и предметному миру зависит от общения ребёнка со взрослым, в результате чего  развивается его познавательная активность.

       После полугода поведение детей при контактах с окружающими взрослыми меняется, на смену эмоциональному общению приходит необходимое для осуществления ребёнком предметно-манипулятивной деятельности деловое общение. В возрасте между седьмым и девятым месяцем жизни младенцы начинают осознавать, что субъективный опыт может быть разделён с другим человеком. Ребёнок понимает, что его переживания соответствуют переживаниям матери, и они могут сообщать об этом друг другу.

      Анализируя результаты исследований, проводимых в области изучения взаимоотношений матери и младенца, важно отметить, что строящееся на основании опыта общения с матерью социальное поведение младенца во многом связано с индивидуальными особенностями матери, а также её личный опыт отношений и привязанность к родителям в детстве. Поведение младенца по отношению к матери зависит не только от наиболее повторяющихся, стабильных черт её поведения, но и от индивидуальных особенностей матери, как первичного социального окружения.

        При изучении младенцев с особыми потребностями необходимо обращать внимание прежде всего на их социально-эмоциональное развитие, развитие личности в отношениях с наиболее близким человеком как условие последующей социализации ребёнка, его общения с окружающими людьми. Ранее социальное взаимодействие с матерью и другими членами семьи, которое может естественно протекать при нормальных условиях развития, требует особого анализа, внимания и поддержки в случае детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация. Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других.

          Традиционно выделяют следующие виды депривации:

 Сенсорная депривация.  Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию и может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка.

 Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии.

 Эмоциональная депривация. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью («холодная мать») или лицом, ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка. Известный американский специалист по детской психологии Г. Крайг указывает на то, что материнская депривация характерна для неблагополучных семей.  Г. Крайг писал: «В этих случаях, вероятно, имеет место недостаток сопряженной обратной связи от тех, кто ухаживает за ребенком. У детей почти нет возможности повлиять на окружающую среду. Они практически не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких социальных и речевых достижений, как улыбка, крик, вокализация. Многие из этих детей на собственном опыте убеждаются, что их попытка повлиять на окружение ни к чему не приводит, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации». В такого рода семьях дети лишены внимания чуткого и отзывчивого взрослого, приспосабливающего свою деятельность по уходу за детьми к индивидуальным потребностям ребенка.

      Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией».

Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=176154685-20-72&n=21

  • эмоциональная поверхностность;
  • низкая способность к фантазированию;
  • « прилипчивость »;
  • высокая агрессивность;
  • жестокость;
  • инфантильная безответственность и др.

     Д. Боулби выделил сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.

      Отдельные аспекты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи). 

Семья – первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения - это особая социальная группа, играющая в воспитании личности основную, долговременную и важнейшую роль.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.http://www.argo-n.ru/upload/normal/195113.jpg

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений, ведущая роль в которой принадлежит родителям.

   Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.( А.С.Макаренко)

Светлана Симёновна Иващенко

педагог-психолог

МБДОУ детский сад №5 "Ручеёк"

г. Калининград

Список литературы:

1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - 40 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение , 1998.

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988. - С 234 с.

4. Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. и др. Проблемы социализации детей-сирот. — Ярославль, 1997.

5. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1989. - 340 с.

6. Крайг Г. Психология развития. — СПб, 2000.

7. Ландгмейер И., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

8. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под

9. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности. — М, 1981.

10. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - С. 176.

11. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004

12. Эйдеммилер Э.Г., Добряков, Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия  - СПб «Речь», 2003

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. ...

"РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Конспект родительского собрания (старший дошкольный возраст)...

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Я предлагаю вашему вниманию статью "Роль семьи в формировании личности ребенка"...

статья "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

СтатьяРоль семьи в формировании личности ребенка     Подготовила: воспитатель Кулакова Инна АлександровнаЛичностями не рождаются, ими становятся. Личность ребенка формируется ...