Игровое пространство дошкольника в семье
статья

Михляева Дарина Владимировна

О роли родителей в организации игровой деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_prostranstvo_doshkolnika_v_seme_a.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Немного о терминах.

Из педагогической литературы: «Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал» (Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. – М., 2007).

В пространстве интернета нашлось следующее определение игровому пространству в книге об искусстве игры и мастерстве её организации Шуть Н.Н. «Волшебные ключи игромастера» (СПб.: Образовательные проекты, 2008). К книге дается следующая аннотация: «Во множестве работ с разных позиций раскрывается философская и психологическая сущность игры, методика организации и проведения игр. Вместе с тем, «территория игры» до сих пор имеет многочисленные «белые пятна». Одним из cамых больших остаётся вопрос формирования мастерства организатора игр не как технолога (отсюда известное название профессии «игротехник»), а прежде всего как гармонизатора духовного и гуманистического потенциала игроков, как создателя позитивного эмоционального фона, как оптимизатора игрового пространства и творческих сил участников игрового процесса.
Специалиста-организатора такого уровня игры автор книги называет словом «игромастер» и раскрытию его секретов посвящает эту книгу. Итак, по мнению автора:

Игровое пространство - это надсистема, которую создают игровое поле с игровой территорией (театром) игры. Надсистема (поле за границами игрового пространства) дополняет окружающую среду игры в самом широком значении: окружающая жизнь, прототипы людей, книги, методические разработки игр, мысли, эмоции игромастера, его опыт и тому подобное.

Игровое поле. Игра замыкается в игровом поле ещё до того, как она началась. За пределами этого обусловленного поля игры не существует. Игровым полем ограничена территория действия условной ситуации (театр игровых действий). Таким полем может быть спортивная площадка, площадь, арена цирка, игральный стол, театральная сцена, поле, храм, фрагмент улицы, экран телевизора или компьютера, рабочее место, запотевшее окно троллейбуса, построенный людьми круг, ладошка и т.д. Все они помимо формы и функций могут служить игровыми полями – то есть отдельной территорией, на которой имеют силу особенные, присущие игре собственные правила. Такие поля можно представить себе, как большой надувной шарик среди воздушных масс, как планету определённой галактики, как временные миры внутри привычного, созданные ради выполнения, замкнутого в себе действия или события.

Какое из определений игрового пространства нравится больше?

РППС – наверное, самая употребляемая на сегодняшний день аббревиатура в речи педагогов, занимающихся с детьми дошкольного возраста. РППС - развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Непременными условиями построения РППС в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, что возможно при соблюдении принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

Образовательный стандарты предъявляют к РППС множество требований, в том числе и для обеспечения игровой деятельности детей, посещающих детский сад. Любой профессиональный педагог знает, что РППС в группе должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной; что должны учитываться гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей и т. д.

На что бы хотелось обратить внимание взрослых членов семьи ребенка- дошкольника при организации игрового пространства дома?

  1. Зачем дошкольнику игра?

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и в семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет ребенку ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение. Таким образом игра – не только потребность ребенка, но и средство его разностороннего воспитания.

  1. Дети растут – меняются игры.

Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно- отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами.

К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Ребенок может многократно повторять одно и тоже игровое действие. Например, кормить куклу или плюшевого мишку. Действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него (тарелка может быть пустой). Такой характер действий является хорошим показателем развития ребенка.

Если ваш ребенок не играет? Постарайтесь создать ребенку условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте игрушки. Но впечатлений и игрушек будет недостаточно. Главным условием будет подыгрывание взрослого, т. к. у трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка Много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуется использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой будет сам играть так же, внося свои изменения, дополнения в эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится стихотворение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль – значит действовать как-то, поставив себя на место другого.

Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно отобразительная игра не простая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей. Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама руководит игрой ребенка во время выполнения своих дел, когда гладит или моет посуду.  Можно предложить ребенку постирать кукле одежду; или, когда мама готовит, ребенок готовит пирожки из пластилина для своих игрушек. Потом можно устроить для игрушек чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех-четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, т. к. нужно помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшего мишки.

Дети 5-6 летнего возраста «владеют» сюжетно-ролевой игрой в совершенстве. Но и они нуждаются в совместной игре со взрослыми. В этом возрасте могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний.

В старшем дошкольном возрасте, когда возникает необходимость в целенаправленной подготовке к школе, игра ребенка не должна «сворачиваться» взрослыми. Именно в этом возрасте ребенок овладевает умениями налаживать с партнерами игровые и реальные отношения. У него появляется возможность договориться как и во что играть, как распределить роли, строить свои отношения со сверстниками так, как он усвоил от окружающих взрослых.

Игры в «летчиков», «космонавтов», «школу» и др. воспитывают у детей нравственно-волевые качества. Роль, исполняесая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как ведет себя в жизни настоящий Летчик, шофер, учитель. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.

Игра в «семью» любима детьми всех возрастов. Чем старше дети, тем более привлекательной и содержательной она становится. Однако, отношения взрослых к этим играм неоднозначны. Дети охотно играют в «семью» в том случае, если каждый из играющих уважает мнение другого, прислушивается к его советам.

        Станет ли игра эффективным средством воспитания – во многом зависит от родителей: от того какие игры ими поощряются; какие покупаются игрушки; как в семье проводятся праздники и досуги и т. п.

3.  Игровое пространство.

Каким же оно должно быть в семье дошкольника?  Несомненно, на наш взгляд, у ребенка должен быть свой столик, стульчик, правильно и целесообразно подобранный игровой материал. Но…без участия любимых взрослых ребенок никогда не научиться играть. Необходимо помнить, что взрослые  - один из важнейших «компонентов» игрового пространства ребенка. Хотелось бы, чтобы все родители не забывали своего детства и становились для своих детей «игромастерами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕГО – технологии в игровом пространстве дошкольника.

Лего-педагог со стажем более 20 лет, воспитатель высшей квалификационной категории Оксана Владимировна Ткаченко отвечает на вопрос коллег: "- Каким образом применять ЛЕГО-технологии в игровом про...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

«Работа с родителями по созданию игрового пространства для ребенка в семье»

У ребенка должно быть  свое пространство, оборудование с учетом особенностей и возможностей....

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....