Советы родителям "Учите ребёнка наблюдать за миром природы".
консультация (старшая группа)

Советы для родителей по формированию у детей экологических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рамки для детского сада для текста картинки с белым фономРамки для детского сада для текста картинки с белым фоном

Советы родителям  

« Учите детей наблюдать за миром природы».

Рамки для детского сада для текста картинки с белым фономРамки для детского сада для текста картинки с белым фоном

                                                             

                                                                 Путешествовать, наблюдать природу,                  

                                                                  улавливать её тайны и восторгаться этим                      

                                                                  счастьем – значит жить.

                                                                                                            Ф.Геблер

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы,  с которыми  так любят играть дети (песок, глина, вода, снег и т. д.). Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми, они радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойства  природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

Рамки для детского сада для текста картинки с белым фоном

Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так, ведь  именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь  между причиной и следствием. К  тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно,  делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть,  как известно, лучше, чем сто  раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться всей семьей в лес или в парк, что бы ребенок смог увидеть своим любознательными глазами все те волшебные превращения, которые дарит нам природа.Рамки для детского сада для текста картинки с белым фоном

      Прежде всего  стоит поговорить о приметах того или иного времени года (сезона, месяца). Только постарайтесь,  что бы общение, не превращались в лекцию.  Задавайте ребёнку вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность  - пусть размышляет в поисках ответов  и не беда, если его догадки не всегда верны.

       Самые заметные наблюдения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью, ребенок сможет лучше осознать смену времен года.  Хорошо бы выбрать одно деревце, которое растет вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подойдет береза, так как дети лучше всех отличают ее от других деревьев. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом  зимы и лета. Объясните что хвоя - это те же листочки. Но маленьким иголочкам  в отличие от больших листьев,  солнечного света  и воды нужно меньше, поэтому они  не сбрасывают иголки и всегда зеленые.

   А чтобы эта беседа не оказалась затяжной и скучной для ребенка, поиграйте с ним в веселую игру: « Раз, два, три к ( название любого дерева) беги. Так ребенок  быстрей запомнит название деревьев  и повысит эмоциональный фон.  А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим станет ваш малыш.

     

Рамки для детского сада для текста картинки с белым фоном

Следующая, не менее   важная и интересная тема детских наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о животных  и птицах может заключаться в следующих вопросах: Где обитают? Как называются их домики?

Какого цвета может быть тот или иной зверек или птица? Чем питаются?  Пояснить, почему звери меняют окрас в разное время года?  Кто впадает в спячку, в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие не улетают или наоборот прилетают к нам?

     Прогуляться с ребенком можно и к водоемам, увидеть своими глазами реки, озера, ручейки. Поговорить о том, что зимой вода замерзает и почему это происходит.    Расскажите о  растениях  и жителях того или иного водоема. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу возле дна остается небольшая прослойка воды, которая не заледенела. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка. Но рыбам все равно  хватает. Ну а летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу.

      Ну и если ваш ребенок испытывает интерес к насекомым. Червячкам, букашкам и т.д. и его интересует вопрос: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а  куда же они деваются зимой?  Поясните своему юному натуралисту, куда же прячется или засыпает данная фауна. Если вы заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры  и кого только не встретишь там: всевозможных жуков, гусениц, бабочек, мух и т.д. Если этот эксперимент вы проведете в зимний период времени,  то эти жители не будут двигаться, так как  будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит взять одно насекомое и отогреть его теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелиться. Так и весной - пригреет солнышко и все бабочки, мошки  выползут из своих убежищ.

    Любой малыш знает, что лопатка невероятно нужная и полезная вещь. Если, например, на улице зимой лежит снег,  можно будет понаблюдать за  тем, как чувствуют себя под снегом  растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит, что там настоящая живая, зеленая травка. Наверное, он очень удивится, но вы сумеете ему объяснить, что снег это теплое одеяльце для растений и кустарников, и под ним они себя чувствуют очень комфортно всю зиму до самой весны.

Рамки для детского сада для текста картинки с белым фоном

Рамки для детского сада для текста картинки с белым фоном

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное занятие с интересом ребёнка.

     Ну и завершить ваши наблюдения можно дома, прочтением книг,  по вашей «пройденной теме». Много интересных историй вы сможете прочесть у В. Бианки, например: « Синичкин календарь», « Где раки зимуют», « По следам», и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы их тоже стоит посмотреть вместе со своим ребёнком.  

        Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваша фантазия и, конечно  же, желание. Желаю удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей "Воспитание в ребёнке бережного отношения к природе».

В данной статье содержатся советы для родителей по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе....

Консультация на тему "Учим ребёнка наблюдать за природой"

Отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город, постарайтесь использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и неживой природой. То, что вы прочтете ниже, - подсказка для вас, темы...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка наблюдать за изменениями в природе?»

Наблюдение, как педагогический метод, выводится в один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы....

Практические советы для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе «Стань другом природы!»

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предел...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка наблюдать за изменениями в природе?»

Консультация для родителей «Как научить ребёнка наблюдать за изменениями в природе?»...