Игры в социально-личностном развитии дошкольников
консультация
Предварительный просмотр:
«Игры в социально-личностном развитии дошкольников»
В современном конкурентном обществе уверенно себя чувствовать могут социально развитые личности, обладающие значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо развивать у детей коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность ребенка, научить детей быть соучастником событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует дальнейшему укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занять лидирующие позиции в своем настоящем и будущем окружении.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.
Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:
- Внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
- Проявлять уважение к говорящему, не стремиться перебивать его;
- Быть активным, уверенным в общении, уметь выражать свое отношение к предмету разговора;
- Ясно и последовательно выражать свои мысли;
- Уметь ориентироваться в ситуации общения;
- Уметь договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
- Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью произносимых фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Предложенные игры направлены на достижение центральной цели – установление уважительных, партнерских отношений между детьми в коллективе ДОУ.
Развитие умения договариваться, действовать совместно с другими, выражать свои идеи и понимать мысли участников игры.
Игра «Передай предмет»
Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет (мячик, апельсин, игрушку), причем при передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце игры определяется команда – победитель.
Игра «Строим цифры»
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)». Дети должны договориться о совместных действиях: строить цифру они будут стоя, лежа, сидя и конкретно кто, где и как будут располагаться.
Игра «Психологическая лепка»
В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется.
Игра «Есть или нет»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».
- Есть ли в поле светлячки?
- Есть ли в море рыбки?
- Есть ли море у реки?
- Есть ли крылья у теленка?
- Есть ли клюв у поросенка?
- Есть ли гребень у горы?
- Есть ли двери у коры?
- Есть ли хвост у петуха?
- Есть ли рифма у стиха?
- Есть ли в нем ошибки?
Игра «Сержусь и радуюсь»
Ведущий говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы… Другое выражение лица – веселое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трех, быстро повернитесь друг к другу и покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.
Формирование нравственных представлений о культуре
взаимодействия со сверстниками
Игра «Ситуации»
Взрослый предлагает ребенку ситуацию, в которой он должен изобразить самого себя. Если играет группа детей, то им отводятся остальные роли. Главное правило в том, чтобы каждый ребенок изображал себя. Ситуации можете придумать сами, можно взять ситуации, которые реально были в жизни ребенка.
Например:
- У тебя твой друг взял игрушку поиграть, а вернул ее сломанной;
- Мама принесла три конфеты: тебе и сестре. Как поделишь эти конфеты? Почему?
- На занятии ты очень хотел ответить, но спросили Машу. Ты расстроишься? И т.п.
- Развитие умений общаться со сверстниками,
- формирование представлений о правилах этикета
- Игра «Комплименты»
- Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
- Игра «Подарки»
- Дети находятся в кругу. Ведущий говорит, что сейчас каждый сможет подарить и получить подарки. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести. Чем необычнее будет подарок, тем лучше.
- Из детского сада ребенок возвращается домой, и если дома он не получает родительского тепла, заботы и уважительного отношения, то вся педагогическая работа, проводимая в детском саду, сводится к нулю. Поэтому очень хочется, чтобы дома родители соблюдали те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Это позволит достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Коммуникативные музыкальные танцы - игры в социально-личностном развитии дошкольников"
Презентация предназначена для педагогов ДОУ . В ней наглядно показывается роль коммуникативных музыкальных игр - танцев в социально-личностном развитии дошкольников....
Игры в социально-личностном развитии дошкольников
Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослы...
Итоговая практико-значимая работа на тему: «Игры в социально-личностном развитии дошкольников»
социально орентированные игры...
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
В данной статье я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телеф...
Тема:«Игры в социально-личностном развитии дошкольников»
Выступление учителя-логопеда Басеровой Т.В. на плановом совещании педагогического коллективаТема:«Игры в социально-личностном развитии дошкольников»...
Дидактическая игра по социально – личностному развитию дошкольников
1. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей....
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...