Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как мощный фактор развития речи детей"
консультация

Смирнова Елена Владимировна

Речевое развитие ребенка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

      Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.

       Исходя из возможностей театрализованной деятельности, в речевом развитии ребёнка можно использовать такую интересную форму работы как музыкальный театр. Детский музыкальный театр является системным, эмоционально-насыщенным, эффективным средством обогащения познавательного, социального, эстетического и речевого развития ребёнка-дошкольника.

      В дошкольном возрасте средствами музыкального театра решаются следующие речевые задачи 

      - обогащение словарного запаса;

      - совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

      - формировать умение вести диалог с воспитателем;

      - воспитывать культуру речевого общения;

      - развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать и инсценировать их средствами музыкального театра;

     -овладеть нормами речи.

          Музыкально-театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного) , развивают исполнительское творчество (музыкально – речевое, двигательное). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.

      В процессе работы над выразительностью реплик персонажей обогащается и активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, развивается общая моторика и моторика речедвигательного аппарата, дикция, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

Упражнения  для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

                            « Зайка и уши» (движения пальцев):

Ушки длинные у зайки - пальцы в кулачок

Из кустов они торчат - выставить вверх указательный и средний пальцы

Он и прыгает и скачет - ими шевелить в стороны и вперед

Веселит своих зайчат

                                           «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик

(Движения пальцев: Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний, безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается)

                             Ритмическая гимнастика

1. Нужно спортом заниматься («натягиваем» спинку, плечи назад):
    Каждый день тренироваться.

    Мы начнем сейчас без промедления.

    И ногами дружно  топать,

    И в ладоши громко хлопать-

    Выполняем правильно движения.

    Повороты влево - вправо.

    Занимаемся на славу.

    А теперь — прыжки на месте,

    Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе-

    Будем все здоровыми и сильными!

    Мы должны быть самыми красивыми!

2.  Как у наших у ворот
    Дворник улицу 
метет,
     Дворник улицу метет,
     Все соринки подберет.
     Вышел козлик погулять.
     Стал он прыгать и скакать.
     Козлик ножками стучит,
     По- козлиному кричит: «Бе-е!»
    Каблучками я стучу 
(ковырялочка),
     Пляску русскую учу (дробь).
     Пляска русская моя замечательная!
    Сяду-встану, сяду-встану

     И как мячик поскачу. 

     Приседать я не устану,

     Я танцором стать хочу.

      Упражнения  на развитие общей моторики (Стихи с движениями):

1. Тики - так, тики - так.

    Так ходики стучат.(наклоняем голову вправо- влево)

    Туки - так, туки - так

    Так колеса стучат(поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круги).

    Токи - токи, ток - ток

    Так стучит молоток (стучим кулачками)

    Туки - ток, туки - ток Так стучит каблучок (стучим каблучками).

2. Скачет лягушонок,(Хлопаем в ладоши)

    Ква - ква - ква!(Прыжки на месте)

    Плавает утенок(хлопаем в ладоши)

    Кря - кря - кря (руки к груди - в стороны)

    Прыгает козленок (хлопаем в ладоши)

    Me- ме - ме (руки на поясе, наклон вперед, повороты головы влево - вправо)

    А за ним ягненок(хлопаем в ладоши)

    Бе-бе-бе (приседаем)

    Вот мы на зарядке,(хлопаем в ладоши)

    Раз - два - три! (прыжки на месте)

    Утром на площадке, (хлопаем в ладоши)

    Раз-два - три! (ходьба на месте)

    Все вокруг стараются,(хлопаем в ладоши)

    Спортом занимаются!(прыжки на месте)

3. Звери делают зарядку-(ходьба на месте, руки на поясе)

    Кто в прискочку (прыжок вверх),

    Кто в присядку (присесть руки вперед)

    Кто - то плечи поднимает, (вставая, поднять плечи, руки свободно опущены)

    Кто - то плечи опускает (опустить плечи)

    Сделаем руками мах, (маховые движения ногами вправо - влево)

    Полуприсед (Руки на поясе)

    Присед, наклон (наклон вперед, руки в стороны)

    Всем спортсменам шлем поклон (подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола)

    Стройными, красивыми

    Все хотим мы стать,

    Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки , стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

        Работа над интонационной выразительностью строится поэтапно:

1.  Определение характера героя, демонстрация, движения данного героя

2.  Выбор соответствующей интонации, характеризующей героя

3.  Формирование обобщенных представлений о характере речи данного образа в целом

4.  Творческая передача образа героя или ситуации (выразить радость, страх, печаль)

5.  Исполнение сказки по ролям с музыкальным сопровождением.

      Интенсивному речевому развитию способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно – речевую деятельность . Для достижения выразительности речи дошкольников рекомендуется проводить подготовительные упражнения.

-артикуляционная гимнастика и упражнения: «Язычок пошел гулять» «Трубочка», «Слоник», «Маляр», «Змейка», « Щелкаем орешки», «Горка» и т. д.

-упражнения на дыхание: «Надуем воздушный шар», «Ароматный цветок»,

-фонопедические упражнения:
«Однажды в лес пошли гулять «а», «о», «у», «и»,
Ты можешь их пересчитать «а», «о», «у», «и».
Вдруг вышел из лесу медведь «а», «о», «у», «и»,
И начал грозно так реветь (проговаривая звуки громким голосом)
И звуки бросились бежать «а», «о», «у», «и»,
И нам с тобой их не догнать.
Мы только тихо позовем «а», «о», «у», «и»,
И их домой скорей вернем».

-скороговорки и чистоговоркина развитие дикции: «Наша Мила куклу мыла», «Шапка да шубка - вот и весь мишутка»

-логоритмические упражнения
«Я здороваюсь везде,
Дома и на улице (
повороты вправо-влево)
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице (
движение «крылышки»)
Здравствуй, небо голубое (
покачивание руками над головой)
Здравствуй, солнце золотое (
кругообразное движение пальчиками)
Здравствуй, вольный ветерок (
обмахиваем себя)
Здравствуй, маленький дубок (
показать «деревце»)
Здравствуй, утро, (
повороты вправо-влево)
Здравствуй, день, нам здороваться не лень» (
пропевают «Здравствуйте» в разных музыкальных регистрах).

      Таким образом, театр является эффективной формой работы по развитию речи дошкольников. Музыкально – театральная деятельность способствует совершенствованию всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм), развитию свободного общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

                             Инсценировка сказки "Репка"

Автор Дедка репку посадил
           Дедка репке говорил
Дед: Ты расти, расти большая
        Стань богатым урожаем
        Чтоб тобой я мог гордиться
        Принесу тебе водицы
        Удобрений ведер пять
        Ох, устал! Пора поспать
Автор Спит дедуля  без забот
           Репка между тем растет
           Вот уж осень на дворе
           Зябким утром в сентябре
           Дед проснулся, испугался
Дед  Ах, я старый! Разоспался
        Репку уж пора тянуть
        Подросла гляжу чуть-чуть
        Ай, да репка уродилась
        Мне такая и не снилась!
        Запасусь я репкой впрок!
        Кто бы мне чуть-чуть помог!
        Знать, придется бабку звать
      «Помоги мне, слышишь, мать!»
Бабка «Слышу, слышу я! Бегу!

              И, конечно, помогу!»
Автор Репку тянет с бабкой дед
           Ну, а репке – дела нет!
Бабка«Что ж ты, старый натворил?
            Ты ж ее перекормил!»
            Как сидит в землице прочно!
Дед Нам помощник нужен срочно!
Бабка Надо внучку нам позвать
           Маша, внучка, хватит спать!
           Репку вытянуть невмочь!
           Просим мы тебя помочь»
Внучка Ой, бабулечка! Ой, дед!
             Знатный будет нам обед!
             Друг за дружкой мы все встанем!
             Репку из земли достанем!
Автор Ну, а репка – точно спит!
           Не шелохнется! Сидит!
Внучка  Не управимся втроем!
              Может Жучку позовем?
              Жучка, быстренько беги!
              Репку тянем – помоги!
Жучка Тяв-тяв-тяв! Привет, друзья!
           Помощь вам моя нужна?
           У меня силёнок много!
           Вмиг приду вам на подмогу!
Автор Стали репку все тянуть
           Ну давай! Еще! Чуть-чуть!
           Ну, а репка – словно спит!
           Как сидела- так сидит!
Жучка Да, у репки вес велик…
           Нужен трактор…. Или бык!
           Эй, смотрите на окошке
           Свою шерстку моет кошка!
           Всё мурлычет, все поёт!
           Эй, сюда! Хозяйка ждет!
Автор Кошка сладко потянулась…
           Жучке хитро улыбнулась…
           Ловко спрыгнула с окошка
Кошка Кто тут спрашивает кошку?
Бабка Дам тебе я молока
           И сметаны… а пока!
           Просим мы тебя помочь!
           Репку вытянуть невмочь!
Кошка Я друзьям помочь готова!
            Ну-ка, встанем к репке снова!

Автор Репка вроде бы проснулась,
           И немного покачнулась…
        «Ох, не стало больше сил!
          Что же делать?»- Дед спросил
Кошка Мяу! Идея! Мной вчера
           Мышка поймана была!
           Мы немного порезвились…
           Поиграли, подружились!
           Есть ее не стала я…
           И теперь мы с ней – друзья!
           Мышка, мышка выручай!
           Тянем репку – помогай!
Мышка Ой, подружка, как живешь?
             Может быть, чайку нальешь?
Внучка Чай потом…! Сначала овощ…
             Репку тянем, ты - нам в помощь!
Мышка Потрудиться я не прочь!
             Как подруге не помочь?
Автор Снова встали все в рядок
            Поднатужились чуток…
            Потянули дружно, крепко!
            Вот и вытянули репку!
Дед Мы отлично потрудились!
Бабка И друг с другом подружились!
Внучка Вместе мы всегда сильнее!
Жучка И умней и веселее!
Кошка Дружбы нашей нет важней!
Мышка А теперь – чайку налей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как приоритетный фактор развития речи у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, а игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, которая не только раз...

Консультация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые...

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей".

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей"....

Консультация для родителей "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...