Главные вкладки

    Консультация для родителей: "Что такое музыкальность? Что такое музыкальный слух? Как его развить?"
    консультация

    Ивакина Олеся Владимировна

    Консультация для родителей: "Что такое музыкальность? Что такое музыкальный слух? Как его развить?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chto_takoe_muzykalnost.docx16.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что такое музыкальность

    Понятие музыкальная культура чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Вот что в содержание этого понятия ставит на первое место Д. Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, – это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…».Тем самым Д. Б. Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является также развитие у детей исполнительского, творческого начала.

    Музыкальная воспитанность предполагает в первую очередь эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность круга музыкальных интересов и вкусов.

    Музыкальная воспитанность и обученность в практике музыкального образования существуют неразрывно, и основой их единства является специфика музыкального искусства, его интонационно-образная природа. Генетически заложенная в ребенке музыкальность и ее развитие в процессе целенаправленного воспитания и обучения являются основой успешного становления его музыкальной культуры.

    Л. В. Школяр, характеризуя музыкальную культуру школьников, особо подчеркивает, что «становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать…». Автор выделяет три компонента музыкальной культуры: музыкальный опыт школьников, их музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

    Основные задачи музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.

    К таким задачам могут быть отнесены:

    • развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства:

    • знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров: педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

    • развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;

    • воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

    • развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

    • арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки:

    • целенаправленная подготовка воспитанников к осуществлению музыкального самообразования;

    • помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

    Музыкальность — искусство познания красоты посредством органа слуха — зависит не только от развития кортиева органа, но, главным образом, и от расширения сознания в познании красоты в звуках, и восприятии идеи, которую композитор хотел выразить в своей музыке. Слух, как и всякий орган, будет постольку развиваться, поскольку на него обращается внимание, которое проявляется благодаря двум факторам: интереса и воли. 

           Не подлежит сомнению, что секрет Паганини в его громадной силе воли, удивительной концентрации внимания и сознания на исполняемом предмете, оригинальной индивидуальности, которая благодаря воле и концентрации внимания, проявлялась во всей силе и блеске.

    Что такое музыкальный слух? Как его развить?

    Слух бывает абсолютным и относительным. Абсолютный слух — это способность определять абсолютную высоту (частоту) музыкального звука, не сравнивая с эталоном. Например, человек с абсолютным слухом, мельком услышав пение птицы, может уверенно сказать: прозвучали такие-то ноты. Если же человек может без музыкального сопровождения точно воспроизвести голосом любую ноту (допустим, сказали ему «спой до диез» - споет именно до диез), то его слух будет называться активным абсолютным.

    Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.

    Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч. К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.

    Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе.

    Список источников:

    1 Электронная библиотека iknigi.net «Е. Николаева. Теория музыкального образования» онлайн чтение [Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-e-nikolaeva/116493-teoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-e-nikolaeva/read/page-6.html]. (дата обращения: 15.04.2021).

    2 Панасюк, Н. Н. Роль расширенного сознания в развитии музыкальности / Н. Н. Панасюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48168/ (дата обращения: 15.04.2021).

    3 MEDПОРТАЛ [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/medportal.ru/s/budzdorova/advice/yesli-medved-na-ukho-nastupil/]. (дата обращения: 15.04.2021).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Что такое музыкальность и ее развитие?"

    Консультация для родителей. Вопрос о музыкальности и развитии музыкальных способностей очень важен для взрослых, которые желают помочь своим детям в приобщении к музыкальному искусству....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Что такое музыкальность?"

    Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музык...

    Консультация для родителей. Что такое хорошо? Что такое плохо?

    Дети наша радость, и главной целью в жизни каждого родителя является правильно воспитать своего ребёнка. Но стоит вопрос, какое поведение является правильным? Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его...

    Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

    Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

    Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"

    Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"...

    Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

    Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....