Консультация для родителей "Ваш ребенок идет в первый класс!"
консультация (подготовительная группа)

Как же подготовить ребенка к школе? Прежде всего, нужно подготовить самого себя к тому, что придется помогать ребенку, не сердиться за неудачи, а поддерживать, вселять веру в себя, в свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ваш ребенок идет в первый класс!»

Скоро в школу... Этой осенью Ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к школе. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Время летит незаметно. Кажется, что Ваш малыш еще совсем недавно учился ходить и говорить, и вот уже приближается новый рубеж его взросления – первый класс! Начало учебы в школе – необыкновенно важное событие в жизни, как самого ребенка, так и его родителей. Превращение из дошкольника, которому можно играть целыми днями, во взрослого и ответственного ученика-первоклассника, для большинства детей является непростым.

Помощь и поддержка родителей в адаптационный период являются залогом позитивного отношения к новому жизненному этапу – учебе в школе.

Хочет ли ребенок в школу?

Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  • Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей и с детьми или дома с мамой?
  • Что делает учитель в школе?
  • Для чего нужны парта и звонок в школе?

Для формирования у ребенка позитивного настроя к школе Вы можете делать следующее:

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться 

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое имя и фамилию, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» Но всё же это недопустимо. В некоторых ситуациях «здесь и сейчас» эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он стремится подражать Вам во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не перед самим выходом на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите в спокойном темпе и сразу и больше не повторяйте. Это хороший способ развития внимания, памяти ребенка и воспитания его ответственности.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины…

11. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

12. Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?

Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.

Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки и игры.

Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.

Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.

Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.

Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова – все это нужно и вам, и ребенку.

Ни в коем случае нельзя:

  • пугать ребенка школой. Старайтесь избегать выражений типа: «Вот в школе тебя научат! Там тебя поставят на место!»
  • подрывать авторитет учителя и скептически ухмыляться на слова ребенка «А Мария Ивановна нам сказала так…»
  • выполнять вместо первоклассника домашнее задание, а не вместе с ним
  • воспринимать плохие оценки малыша как приговор всем его способностям
  • заниматься воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.

 Помните, сейчас Ваш ребенок, как никогда нуждается в Вашей помощи!

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний

  • Важно учить не читать, а развивать речь; не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
  • Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
  • Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
  • Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
  • Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Что бы вы могли сами оценить уровень развития своего ребенка на данном этапе, мы предлагаем вам небольшой тест: 

Тест «Готов ли мой ребенок к школе?»

В целях определения готовности детей к школе проведите с ними беседу по следующим вопросам:

Назови свою фамилию, имя, отчество. (1 балл)

Назови имя и отчество папы и мамы. (1,5 балла)

Сколько тебе лет? Сколько будет через год? (1 балл)

Когда ты завтракаешь? (утром или вечером) (1 балл)

Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? (1 балл)

Назови свой домашний адрес. (1,5 балла)

Кем работает твой папа? А мама? (1 балл)

Какое сейчас время года? Почему? (1 балл)

Почему снег бывает зимой, а не летом? (1 балл)

Что делает почтальон? Врач? Учитель? (1 балл)

Тебе хочется идти в школу? Почему? (1 балл)

Покажи свой правый глаз. Левое ухо. (1 балл)

Для чего нужны глаза, уши? (1,5 балла)

Что больше 8 или 5? 5 или 3? (1,5 балла)

Посчитай от 6 до 9. От 5 до 3.

Какого цвета этот карандаш, платье, ленточка? (1 балл)

Сколько недель в месяце? (1 балл)

Сколько месяцев в году? (2 балла)

Назови дни недели. (2 балла)

Зачем в школе звонок, парта, портфель? (1,5 балла)

Назови домашних животных. (1,5 балла)

Назовите домашних птиц. (1,5 балла)

Назови овощи, фрукты. (1,5 балла)

Какие ты знаешь сказки? (1 балл)

Какие буквы ты знаешь, покажи их. (1,5 балла)

Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений? (1,5 балла)

Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? (2балла)

Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: яблоко, груша, слива – это фрукты)?(2балла)

Хочет ли ваш ребенок идти в школу? (1,5 балла)

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? (1балл)        

От 18 баллов – высокий уровень развития, от 13 до 18 – средний, до 13 – низкий. (Г.А. Широкова. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2008).

Можно задать детям и такие вопросы:

Какого человека ты считаешь плохим? Какими словами ты это можешь сказать?

Как называются машины, которые ты видишь на улице?

Какие комнатные цветы ты знаешь?

Какие деревья растут в нашей местности?

Так как же подготовить ребенка к школе? Прежде всего, нужно подготовить самого себя к тому, что придется помогать ребенку, не сердиться за неудачи, а поддерживать, вселять веру в себя, в свои способности.

С ребенком надо много говорить, чтобы в школу он пришел с хорошей, развитой речью.

Постарайтесь организовать двигательные занятия на свежем воздухе. Хорошо, когда ребенок активный, подвижный, когда он задает вопросы, когда у него есть свои планы и намерения, свои интересы.

Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках, имеет право быть принятым и понятым таким, каков он есть.

Если заметили, как трудно ребенку сосредоточиться, ни в коем случае не применяйте «силовые методы», а придумайте увлекательное задание.

Но ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению и тренировкам. Постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

В общем, не теряйте времени! Надеюсь, что эти советы помогут Вам найти верные ориентиры в подготовке ребенка к школе.

А самое важное: такие занятия сближают детей и взрослых, делают их друзьями

Желаю Вашим детям, чтобы День знаний 1 сентября стал для них началом новой, необыкновенно интересной жизни, полной множества открытий! А для родителей поступление в школу их любимого чада пусть станет возможностью еще раз пережить приятные моменты учебной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ваш ребенок идет в первый класс!"

      Переход к школьному обучению сопровождается существенной перестройкой всей социальной ситуации развития ребенка, расширением круга значимых лиц. Центральной фигурой в...

Консультация для родителей «Ваш ребенок идет в первый класс»

Практические рекомендации по подготовке детей к школе....

Консультация для родителей - "Ваш ребенок идет в первый класс?!"

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обст...

Консультация "Ваш ребенок идет в первый класс"

Дорогие родители! Создайте в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников...

Консультация для родителей «Ребенок идет в первый класс»

Взрослым волнительно, когда ребенок идет в первый класс. Вспоминаются собственные счастливые и не очень годы в школе: сложности с учебой, недопонимание одноклассников, казусы в дороге и на уроках. И о...

Консультация для родителей: «Ваш ребенок идет в первый класс!»

Дорогие родители! Создайте в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников... Консультация...