Материал по лексическим темам
методическая разработка (старшая группа)

Шейнкина Елена Львовна

Обогащение словаря, упражнения на лексику  и грамматику, знакомство со звуками и буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Словарь: мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать, деревянный, кожаный,  мягкий.

Задание 1.  

назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;

объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;

попросить ребенка ответить на вопросы: Для чего нужна мебель? (стул, стол, диван, кровать, шкаф).

Для чего нужен письменный стол? (обеденный)

Что делают за столом? Какая мебель нужна для кухни? (спальни, гостиной).

Задание 2. Игра «Подбери признак»         

 Стул (какой?) — новый, большой, деревянный, красивый, удобный,  жесткий....  

Стол (какой?) – письменный, обеденный, круглый, пластмассовый,….

Кровать (какая?) – детская, игрушечная, мягкая, ….

Кресло (какое?) – удобное, большое, ….                        

Задание 3. Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно.

Почему?

Задание 4. Игра «Веселый счет».         

Один стул, два  стула,  три  …, пять стульев.

Одна полка, две полки, ..., пять полок.

Одно кресло, два кресла, …, пять кресел.(шкаф, стол, кровать, диван).

Задание 5. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол - 
столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Задание 6. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Задание 7. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна ...для (стола)
Спинка нужна ...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки) 
Ящики нужны ...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен ...для (кровати) 
Подлокотники нужны ...для (кресла, дивана)

Задание 8.. «Из чего сделана мебель?» (образование
относительных прилагательных)

Мебель из кожи - кожаная
Мебель из дерева - ...
Мебель из пластмассы - ...
Мебель сплетена - ...
Мебель из пластика - ...
Мебель из металла.

Задание 9.   Упражнение «Скажи наоборот»

длинный - …короткий;  широкий – узкий; высокий – низкий; толстый – тонкий; большой  - маленький.

Задание 10. Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть–чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Сжимают и разжимают кулачки

Загибают пальчики, начиная с большого

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Учим  Звук В, Вь. Буква В.

Звук В-согласный, твердый, звонкий - обозначается синим  кружочком

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий - обозначается зеленым кружочком.

Придумай слова со звуком В, Вь.

Ваня, Вова, Вика, Витя…

Звук Ф, ФЬ Буква Ф.

Звук Ф – согласный, твердый, глухой.

Придумай слова со звуком Ф.

Звук Ф – согласный, твердый, глухой. - обозначается синим  кружочком

Фокус, факир, форма.

Звук Фь – согласный, мягкий, глухой - обозначается зеленым кружочком.

Фикус, Фиалка, Феня.

Проанализируй звуки, слоги ВА, ОВ, ВУ, ВИ, УВ,

проанализируй слова вот, Вова, фото, фикус

например: 1 –ый звук В – согласный, твердый, звонкий, 2-ой звук – А – гласный, один слог и т.д.

 Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными;

- Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

Новоселье.

      У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель  отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата.

- Чтобы есть нужен обеденный стол, - сказала медведица.

- А нам нужен столик, чтобы играть, - дружно сказали медвежата.

- Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, - прорычал медведь.

- И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.

- Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, - сказала медведица.

- Для игрушек купите нам тумбочку, - попросили медвежата.

- Надо купить тумбу под телевизор, - сказал медведь.

-  Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф,  - говорила  медведица.

- А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.

- Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, - прорычал медведь.

      Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:

- Что построила медвежья семья?

- Чего не было в новом доме?

- Чтобы есть, какая нужна мебель?

- Что надо было медвежатам, чтобы играть?

- Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?

- На чем медведи будут спать?

- Что просили медвежата для игрушек?

- Что надо купить под телевизор?

- Для посуды, что надо медведям купить?

- Куда они будут убирать одежду?

- Что ещё надо купить в комнату и на кухню?

- Куда медведи привезли мебель?



Предварительный просмотр:

Словарь: растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия, подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон,  лейка, ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать, комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, колючий.

Дети должны знать:
1. уметь использовать в своей речи названия комнатных растений;

2.показывать их по просьбе, узнавать на изображениях;

3.различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки;

4.отличать части растения (корень, стебель ...);

5. знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят;

6.знать о том, как надо за ними ухаживать;

7.иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями ...)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
1.«Назови ласково»
Фиалка — фиалочка

герань — геранька,

кактус — кактусик,

корешок — корешочек,

стебель — стебелек,

лист — листок (листик),

бутон — бутончик,

отросток — отросточек,

цветок — цветочек,

земля — землица,

вода — водичка (водица),

солнце — солнышко.

2.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

«Один — много»
Фиалка — фиалки — фиалок,
фикус — фикусы — фикусов,

фуксия — фуксии — фуксий,

кактус — кактусы — кактусов,

папоротник — папоротники — папоротников,

свет — много света,

корень — корни — корней,

стебель — стебли — стеблей,

лист — листья — листьев,

бутон — бутоны — бутонов,

лепесток — лепестки — лепестков,

цветок — цветки — цветков,

рассада — много рассады,

вода — воды — много воды (вод),

подоконник — подоконники — подоконников.

3.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном  падежах «Посчитай один — два — пять»
Фиалка — две фиалки — пять фиалок.
Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.
Лексический строй речи
4.Подбери признаки (не менее трёх признаков): 
герань (какая?) – … 
5.Подбери действия (не менее трёх действий): 
герань (что делает?) – … 
6.Один – много: 
ветка – ветки 
бутон — … 
горшок — … 
корень –
ствол — … 
растение — … 
7.Есть – нет (родительный падеж единственного числа): 
цветок – нет цветка 
бутон — … 
корень — …
8.Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)
Например
. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухаживать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.
9.Выучи стихотворение: 
Вот растёт бегония – 
Пышная красавица. 
Красотой своей она 
Во всем мире славится. 
Меня фиалкою зовут. 
Так называй меня и ты. 
Пусть на окне твоём растут 
Мои весёлые цветы.

 Пальчиковая гимнастика «Бегония»

 Какое красивое  имя – бегония!                   

 Как будто все время куда-то бежит.           

Живет на окошке красавица скромная        

И убегать никуда не спешит.           

Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук

    Указательными и

   средними пальцами

    «бежим» по столу

Поочередное соединение всех пальцев с

 большим, начиная с мизинца

Хлопки.

Звук Ш , Буква Ш.

Звук – Ш -  согласный, всегда твердый, глухой.

- называть слова со звуком Ш – шар, пушка, душ и т.д.- определять место звука в словах ( звук Ш – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: шар, шум .

Например: шар в этом слове один слог, т.к. один гласный  а

1-ый звук ш – согласный, глухой, твердый, 2 – ой звук  – а – гласный, 3 –ий звук – р согласный, звонкий, твердый.

 Звук С, СЬ Буква С.Звук С – согласный, твердый, глухой.

Придумай слова со звуком С.Звук С – согласный, твердый, глухой. - обозначается синим  кружочком.      Сом, Сок ,суп                                                                          

Звук Сь – согласный, мягкий, глухой - обозначается зеленым кружочком. Сито, Сено, Сима

Проанализируй звуки, слоги СА, ОС, СУ, СИ, УС,

Проанализируй слова сова, оса, сок, усы, Сима

Например:  1-ы звук с - согласный, твердый, глухой, 2 -ой звук о – гласный, 3 –ий звук в – согласный, твердый, звонкий,

 4 – ый звук – а – гласный и. т.д. два – слога.

 



Предварительный просмотр:

Словарь: улица, площадь, музей, прекрасный, красный, великолепный, возникать, стоять, раскинуться, возвышаться, впадать.

Дети должны знать:

- как называется город, в котором они живут; домашний адрес.

1.Игра «Где я живу?»

Мой город (деревня) называется г..Богородск.

Мой домашний адрес …

(улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает,

какие учреждения находятся рядом с его домом.

2.Игра  «Назови ласково»

Улица — улочка,

город — городок,

магазин — магазинчик,

мост — мосток,

сквер — скверик,

двор — дворик,

адрес — адресок.

3.Игра   «Скажи со словом "городской" Проговаривание

Транспорт — городской транспорт,

квартира — городская квартира,

дома— ... ,

парк— ... ,

 улицы — ...,

4.Подбери еще три признака к предметам: игра  «Назови, какой, какая?»

Город  Богородск  (какой?) — большой, красивый, древний, благоустроенный, величавый, чистый;

улица (какая?) —длинная, широкая, чистая, красива.

5.Подбор антонимов «Скажи наоборот»

Эта улица узкая, а эта ...               (широкая),

эта дорога длинная, а эта ...          (короткая),

 эта речка мелкая, а эта ...             (глубокая),

эта школа близкая, а эта ...            (далекая),

эта тропинка прямая, а эта ...         (кривая),

 этот дуб молодой, а этот ...            (старенький),

 этот путь далекий, а этот ...            (близкий),

этот мост высокий, а этот ...                (низкий).

6.Закончи предложения

Я живу в городе ...

Главная улица в городе – ...

Мы живем на улице ...

У нас ... этажный дом.

Я живу на ... этаже.

                             

Пальчиковая гимнастика «Город»

 

Город – это улицы, проспекты и дома,

Площади, музеи, парков тишина,

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

Быстрое движенье

Прохожих и машин

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

 Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

 

Разводить пальцы в стороны и соединять.

Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

Звук Ж, Буква Ж.

Звук – Ж -  согласный, всегда твердый, звонкий.

- называть слова со звуком Ж – жар, жучка, жук и т.д.- определять место звука в словах ( звук ж  – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: жук, живот

Например: 1-ый звук – ж – согласный, всегда твердый, звонкий, 2-ой – звук – у –гласный, 3 –ий –звук –к согласный, твердый, глухой, один слог и т.д.

 Звук Ш , Буква Ш.

Звук – Ш -  согласный, всегда твердый, глухой.

- называть слова со звуком Ш – шар, пушка, душ и т.д.- определять место звука в словах ( звук Ш – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: шар, шум .

Например: шар в этом слове один слог, т.к. один гласный  а

1-ый звук ш – согласный, глухой, твердый, 2 – ой звук  – а – гласный, 3 –ий звук – р согласный, звонкий, твердый.

 



Предварительный просмотр:

Словарь: космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита, первый, космический, орбитальный, осваивать, летать,запускать.

1.Беседа о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Помогите ребенку ответить на вопросы:

1.Что     такое  космос? (Космос окружает землю и другие планеты)

2. Как можно попасть туда? (Туда можно попасть на космическом  корабле)

3.Кто был первым  космонавтом? (Первым космонавтом   был  Юрий  Гагарин)

2. Рассмотрите с  ребенком   первый   рисунок  и помогите  составить по нему рассказ  с  помощью вопросов.

Кого  ты видишь  на картинке?( Я вижу на  картинке космонавта.)

Что  он  делает? (Он стоит  около космического корабля и  машет рукой).

Куда полетит  космонавт?   (Он полетит  в космос.)

3.Рассмотрите с ребенком остальные картинки и составьте предложение  по каждой картинке.

Поупражняйтесь  в употреблении  предлогов.

Например: Космонавт  идет  к  ракете. Космонавт  стоит около  ракеты. Космонавт  входит в ракету. Космонавт смотрит  из иллюминатора.

Если ребенок  затрудняется помогите ему  вопросами:

Куда идет  космонавт?

Где  стоит космонавт?

Куда  входит  космонавт?

Откуда смотрит  космонавт?

4. Разделите на слоги  слова:  кос – мос, ра – ке – та, спут – ник, пла – не – та, Зем – ля,  Лу – на, кос – мо – навт,  по – лет, по – сад – ка.

5. Пусть  ребенок выделит гласные звуки из следующих слов: Луна (звуки У, А, Марс (звук  А, Спутник Звуки У, И). Пусть  произносит  слова.

6. Выучите  с ребенком стихотворение: «Ракета»

Мы построили ракету. Как же трудно было это?

Мы трудились целый  вечер, Раздобыли где-то свечи,

И мотор от кофемолки, И для флага шарф  из шелка.

Всё! Достроили! Ура!

Входит мама: «Спать пора!

Ночью дети подрастают, Без ракет во сне  летают».

 

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Раз, два, три, четыре, пять

 В космос полетел отряд.        

 Командир в бинокль глядит,        

 Что он видит впереди?        

 Солнце, планеты, спутники, кометы,

 Большую жёлтую луну.

 

По одному загибают пальчики на обеих руках.

  Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

  Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

  Загибают пальчики обеих рук

Звук Э, Буква Э.

Звук – Э - гласный,  обозначается  красным  кружочком.

- называть слова со звуком Э –   эскимо, экскаватор и т.д.- определять место звука в словах ( звук э  – в начале)

Анализировать слова: этажерка, экскаватор, Элла, эскалатор, этаж  

Например: 1-ый звук – э –гласный, 2 -ой звук т - согласный, твердый, глухой,

3-ий – звук –а–гласный, 4 –ий –звук –ж согласный, твердый, звонкий , два слога и т.д.

 



Предварительный просмотр:

Словарь: рожь, пшеница, овёс, гречиха, рис, просо, колос, зерно, мука, крупа, тесто, каша, поле, плуг, борона, сеялка, комбайн, мельница, элеватор, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, лепёшка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты.

 Признаки: пшеничный, ржаной, овсяная, гречневая, рисовая, пшённая, тёплый, душистый, свежий, мягкий, чёрствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, чёрный, белый, серый, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжёлый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная.

 Действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колоситься, печь, резать, есть, беречь.

Задания 1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): булка (какая?) – … пирог (какой?) — …

2. Назови ласково: булка – булочка колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — …

3. Образуй признаки (от предметов): хлеб – хлебный пшеница — … рожь — …

4. Один – много (множественное число существительных): батон – батоны  колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

 5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): батон – нет  батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

6. Посчитай: Один колос, два…, три…, четыре…., пять… Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять…

7. Выучи стихотворение. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. Объяснить ребенку значение слова «лелеют».

Закрепить звуки  З, С, Ш, Ж.

Пальчиковая гимнастика "Хлеб"

Муку в тесто замесили

  А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки.

Всё мы испечем в печи

Очень вкусные пирожки!

(показать, как месим тесто)

(показать, как лепим пирожки),

(сгибаем пальцы)

(хлопаем в ладоши)

(гладят живот)

 

Звук З, ЗЬ Буква З.Звук З – согласный, твердый, звонкий. 

Придумай слова со звуком З.Звук З – согласный, твердый, звонкий. - обозначается синим  кружочком.     

Зоя , зонт, зубы  Звук Зь – согласный, мягкий,  звонкий - обозначается зеленым кружочком. Зина, зима, земляПроанализируй звуки, слоги  ЗА, ОЗ, ЗУ, ЗИ, УЗ, Проанализируй слова  зима , ваза, узы,  Зина Например:  1-ы звук з- согласный,  мягкий, звонкий, 2 -ой звук и – гласный, 3 –ий звук  м – согласный, твердый, звонкий, 4 – ый звук – а – гласный и. т.д. два – слога.

Звук С, СЬ Буква С.Звук С – согласный, твердый, глухой.

Придумай слова со звуком С.Звук С – согласный, твердый, глухой. - обозначается синим  кружочком.      Сом, Сок ,суп                                                                          

Звук Сь – согласный, мягкий, глухой - обозначается зеленым кружочком. Сито, Сено, Сима

Проанализируй звуки, слоги СА, ОС, СУ, СИ, УС,

Проанализируй слова сова, оса, сок, усы, Сима

Например:  1-ы звук с - согласный, твердый, глухой, 2 -ой звук о – гласный, 3 –ий звук в – согласный, твердый, звонкий,

 4 – ый звук – а – гласный и. т.д. два – слога.

 Звук – Ш -  согласный, всегда твердый, глухой.

- называть слова со звуком Ш – шар, пушка, душ и т.д.- определять место звука в словах ( звук Ш – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: шар, шум .

Например: шар в этом слове один слог, т.к. один гласный  а

1-ый звук ш – согласный, глухой, твердый, 2 – ой звук  – а – гласный,

 3 –ий звук – р согласный, звонкий, твердый.

Звук Ж, Буква Ж.

Звук – Ж -  согласный, всегда твердый, звонкий.

- называть слова со звуком Ж – жар, жучка, жук и т.д.- определять место звука в словах ( звук ж  – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: жук, живот

Например: 1-ый звук – ж – согласный, всегда твердый, звонкий, 2-ой – звук – у –гласный, 3 –ий –звук –к согласный, твердый, глухой, один слог и т.д.

 



Предварительный просмотр:

СТИХИ  О ХЛЕБЕ.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
2
Ушел — не ем:
Пуст — хлеба вкус.
Всё — мел.
За чем ни потянусь.
...Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.
3
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом...
4
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
5
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
6
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.

7
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
8
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб .
9
С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
10
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
11
Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада,
Где звонкие дожди и щебет птиц в кустах.
А под землей, внизу, поближе к недрам ада
Железо улеглось в заржавленных пластах.
12
Благословляем хлеб! Он — наша жизнь и пища,
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища?..
Пшеницу сеял бог. Железо черт ковал!
13
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
14
Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.



Предварительный просмотр:

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ

Без закваски хлеба не месят.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли хлеб не еда.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.

Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

Без хлеба и ситник в честь.

Без хлеба и у воды худо жить.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба не обедают.

Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Без хлеба, без соли худая беседа.

Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Бог на стене, хлеб на столе.

Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.

Брось хлеб назади, очутится впереди.

Будет хлеб - будет и обед.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Был бы хлеб, а мышки будут.

Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.

В застолье скажешь, что знаешь (т. е. говори все).

В лесу дров много, да хлеба нет.

В поле - по хлеб, в лес - по дрова.

Велика твоя хлеб-соль, а все корочки.

Волк сыро едал, да высоко прядал.

Временем и ломоть за целый хлеб.

Все едино, что хлеб, что рябина: оба кислы.

Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари.

Всем досыта есть, так и хлеба не станет.

Всяк на себя хлеб добывает.

Всякая погудка ко хлебу годна.

Где горох посередь нивы, с краю хлеба не будет.

Где сорняк цветет, там хлеб вянет.

Где хлеб, тут и мыши.

Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

Говорят - хлебы варят, а щи пекут.

Голод – сварливая кума: грызет, поколь не доймет.

Голод и волка из лесу (на село) гонит.

Голодной куме хлеб на уме.

Голодному всегда полдни.

Голодный и в портках хлеба украдет (т. е. и одетый).

Горек обед без хлеба.

Горька работа, да хлеб сладок.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Дадут хлебца - дадут и дельца.

Дай, кумушка, щец, да и хлебец твой.

Деньгам счет, а хлебу мера.

Деньги любят счет, а хлеб - меру.

До завтра оставляют только хлеба, а не дела.

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

Доплясались, что без хлеба остались.

Дорог хлеб, как денег нет.

Дыра во рту насквозь просверлена, не наполнишь.

Дыры в глотке ничем не зачинишь.

Едешь на день - хлеба бери на неделю.

Едят хлеб не в одном вашем дворе.

Есть хлеб - так ешь, а нет - так гляди.

Есть хлеба край, так и под елью рай.

Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.

Ешь хлеб, коли пирогов нет.

Ешь щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.

Ешь-ка хлеб, а пироги вперед береги.

Жатва поспела, и серп изострён.

Жатвы много, а делателей мало.

Жива душа калачика чает.

Живет не скудно: купит хлеб попудно, у соседа пообедает, на реку пить сбегает.

Животинке водиться, где хлебу родиться.

Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем.

За обедом соловей, а после обеда воробей.

Завидливому и свой хлеб не сладок.

Заплати (за поросенка) грош да посади в рожь, так будет хорош.

Захочешь есть - о хлебе заговоришь.

И богат мужик, да без хлеба - не крестьянин.

И муха набивает брюхо. И муха не без брюха.

И пес перед хлебом смиряется.

И собака на того не лает, чей хлеб ест.

И хлеб по своей стороне скучает.

И худой живет да хлеб жует.

Из одной муки хлеба не испечешь.

Из семи печей хлебы едал.

Ищи так, как хлеб ищут.

Кабы не зубы, так и душа бы вон.

Как бы всякое зерно в сусек попадало, так много бы хлеба было.

Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.

Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.

Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Каков ни есть урод, а хлеб несет в рот.

Каков ни есть, а хочет есть.

Каков у хлеба, таков и у дела.

Какова еда, такова и хода (и наоборот).

Какова земля, таков и хлеб.

Какова псу кормля, такова ему (его) и ловля.

Калач хлебу не замена.

Калачник не табачник: не даст рожка понюхать.

Картофель хлебу подспорье.

Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.

Квашни не замесишь и хлебца не поешь.

Кобыла вздыхает, а траву хватает.

Когда проголодаешься, то, как хлеба достать, догадаешься.

Когда ты, бабушка, ворожить стала? - А тогда, как хлеба не стало.

Корм коня краше.

Косил отец, косил я, накосили стога два, - пришла коза, сразу съела.

Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

Кто ворует, тот горюет, а мы живем - хлеб-соль жуем.

Кто зевает, тот воду хлебает.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Кто хлебом кормит, тому и песенку пой.

Купила бы собака хлеба на обед, да денег нет.

Легко за готовым хлебом на полатях спать.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Любо брюху, что глаза кашу видят (на кашу глядят).

Люди за хлеб, так и я не слеп.

Мельница сильна (работает) водой, а человек едой.

Море - наше поле: дает и рыбу, дает и хлеб.

Муж - как бы хлеба нажить, а жена - как бы мужа избыть.

Мужик на счастье сеял хлеба, а уродилась лебеда.

Мужик работает плачучи, а сбирает хлеб скачучи.

Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.

На барском поле хлеба не заработаешь.

На всякую душу (на долю всякого) Бог зарождает.

На новь - хлеб сеять, на старь - навоз возить.

На рабочего дело найдется, на голодного кус сыщется.

На соль пьется, на хлеб спится.

На троих приспело, а четвертый сыт.

На хлеб да на детей недолго посердишься.

Навоз отвезешь, так и хлеба привезешь.

Навоз у бога хлеб крадет.

Наг поле перейдет, а голоден ни с места.

Надо хлеба и на после обеда.

Натощак и песня не поется.

Натощак неспоро и Богу молиться.

Наши поговорки около хлебной корки.

Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды.

Не будет хлеба, блины будем печь.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Не воз едет, овес везет.

Не всяк пашет, кто хлеб ест.

Не всякий хлеба пашет, да всякий его ест.

Не гладь коня рукою, гладь мешком.

Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.

Не давай голодному хлеба резать.

Не для Иисуса, а для хлеба куса.

Не жди урожая, сей жито - хлеб будет.

Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

Не к лицу пироги разбирать, коли и хлеба нет.

Не конь бежит, а корм дрочит.

Не лошадь везет, а хлеб (овес).

Не может, корочки хлеба не гложет, а пирожка боится.

Не паси дела, паси хлеба.

Не толченое, так и не пшено; не молот хлеб - не мука.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Не тяжело суму носить, коли хлеб в ней есть.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

Не хлебом единым сыт человек.

Не шуба греет, а хлеб.

Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

Неможет, корочки хлеба не гложет, а пирожка боится.

Нету хлеба ни куска, заберет и в горнице тоска.

Овца не помнит отца, а сено ей с ума нейдет.

Одинокому где хлеб, там и угол.

Одна майская роса лучше овса.

Около хлеба и мыши водятся.

От хлеба хлеба не ищут.

От хлеба-соли не отказываются.

Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

Пироги до того доведут, что и хлеба не дадут.

Плачь не плачь, а есть-пить надо.

Плевать на обед коли хлеба нет.

Плох обед, коли хлеба нет.

Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет.

Подвело, как натощак.

Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.

Пока есть хлеб да вода - все не беда.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.

Поп да петух и не евши поют.

Посконная рубаха не нагота, хлеб с половой не голодня.

Пот на спине - так и хлеб на столе.

Потом добытый хлеб и черствый сладок.

Пролениться - и хлеба лишиться.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Рад бы душой, да хлеб чужой.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.

Ржаной хлеб - всему голова.

Родись человек – и краюшка хлеба готова (крестьяне землю делят по душам).

Родится роток – родится и кусок.

Русский человек хлеб-соль водит.

С голодьбы и собака со двора сбежит.

С суда не деньги, а с потравы не хлеб.

Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.

Семь верст киселя хлебать.

Сесть на пенечек, да съесть кусочек.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Слово к ответу, а хлеб - к обеду.

Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.

Снега надует - хлеба прибудет, вода сена наберется.

Старая хлеб-соль не забывается

Стол поставят, так и работать заставят.

Сыт конь – богатырь, голодный (голоден) – сирота.

Сытое брюхо спит, голодное на слуху сидит.

Такой пест и хлеб ест.

Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

Тощий живот ни в пляску, ни в работу.

Тощий животок подводит.

Тощий на печи, сытый на току.

У богатого груз на корабле, у бедного хлеб на уме.

У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру - ходить за хлебом по миру.

У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру

У кого много хлеба - так свиней заведи, а у кого много денег - так мельницу сними.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

У коровы во рту молоко (т. е. по корму).

У нашего батьки не как у мужика: пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть - и хлеба в честь.

У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

У хлеба не без крох.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.

Хлеб возит, а мякиной кормят (т. е. лошадь).

Хлеб всему голова.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

Хлеб да живот – и без денег живет (коли есть хлеб да скот, не надо и денег).

Хлеб да капуста лихого не попустят.

Хлеб да пирог и во сне добро.

Хлеб да соль! - Ем, да свой. - Хлеба есть! - Да негде сесть

Хлеб да соль, и обед пошел.

Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо – за хлебом.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб спит в человеке (сытость сон дает).

Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).

Хлеб черствый – обед честный.

Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

Хлеба нет – и друзей и не бывало.

Хлеба нет – и корочки нет.

Хлеба нет – корочка в честь.

Хлеба ни куска – и в горле тоска.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлебом сыты, хлебом (т. е. вином) и пьяны.

Хлеб-соль – конец обеду.

Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб-соль не бранится (не бранит).

Хлеб-соль платежом красна.

Хлебу – мера, деньгам – счет.

Хлебушко – калач дедушка.

Хлебушко – калачу дедушка (ржаной пшеничному).

Хороша хлеб-соль, да все корочки.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.

Хотя хлеба крома, да воля своя.

Худ обед, когда хлеба нет.

Худо можется, кость не гложется.

Цельба голодному - хлеб с водою.

Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

Человек из еды живет.

Человек хлебом живет, а не промыслом.

Что за горе, коли у реки без хлеба не сиживал.

Что пожуешь, то и поживешь.

Что укусишь, то и потянешь.

Чужие хлебы приедчивы.

Чужой хлеб всегда вкусен.

Чужой хлеб петухом в горле запоет.

Чья земля, того и хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занмательный материал по лексической теме "Защитники Отечества"

Материалом могут воспользоваться как логопеды, так  восптател дошкольных учреждений...

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...

Демонстрационный материал по лексической теме "Обувь"

Презентация к лексической теме "Обувь". Показаны предметы обуви с названиями....

Дидактический материал к лексическим темам

материал поможет подготовиться к занятиям....

Материал по лексической теме: Осень.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Материал по лексической теме: Деревья

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Материал по лексической теме: Овощи.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....