«Мир природы удивителен и прекрасен»
консультация

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым

годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто

видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_udivitelen_i_prekrasen.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир природы удивителен и прекрасен»

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается пройти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»…

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы. Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., ребенок впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким.

Пример: если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, лишенное воды и питания растение, как все живое страдает.

Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой гор и морей и т. п. Эти истины ребенок усваивает не только через слово, но, главным образом через поступки взрослых.

Пример: малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама говорит: «Посмотри, какой красивый цветок! Давай не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке. И нам будет грустно».

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном и при умелом руководстве ребенок начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для умственного и эстетического развития вашего ребенка. Передайте ему свою способность тонко чувствовать природу.

«Задачки для ума»

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым

годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто

видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением

взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен

обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Как развивать мышление в дошкольном возрасте?

Предлагаем Вашему вниманию ряд увлекательных игр, которые прекрасно

развивают такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ,

синтез, классификацию.

1 Игра «Кто кем (чем) будет?» Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы

малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? Жеребенок? Цыпленок? Семечко? Мука?

2 Игра «Жили-были...». Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление

знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией,

задавая вопросы по очереди. Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?»(«Он стал петушком» и т.д.)

3 Игра "Третий лишний". В этой игре дети учатся классифицировать предметы:

сова, ворона, лиса; молоко, сок, хлеб;

машина, лошадь, трамвай; шапка, платок, сапоги;

роза, береза, ёлка.

4 Игра «Какое что бывает?». Играя в эту игру, дети научатся сравнивать,

обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом).

- Что бывает длинным? Коротким? широким ? узким? Круглым? квадратным?

пушистым? Мягким? Твердым? Острым? Холодным? белым? черным?

5 «Что снаружи, что внутри?» Взрослый называет пару предметов, а ребенок

говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф;сумка -

кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка -

собака.

6 «Отгадай предмет по его частям»..

Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

7 «Отгадай предмет по описанию». В этой игре нужно не только найти правильные

определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления.

Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мир природы удивителен и прекрасен»

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений....

Консультация для родителей «Мир природы удивителен и прекрасен»

  Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений....

консультация для родителей "Мир природы удивителен и прекрасен"

«Мир природы удивителен и прекрасен»Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.Мир природы удивителен и прекрасен. Од...

Консультация для родителей "Мир природы удивителен и прекрасен"

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений....

Консультация для родителей «Мир природы удивителен и прекрасен»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

"Мир природы удивителен и прекрасен"

       Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.   Мир природы удивителе...