Значение речи для становления человека и человечества
презентация

Презентация Значение речи для  становления человека и человечества подготовлена для выступления на Ежегодных Штайнеровских чтениях. Может быть использована в выступлениях на родительских собраниях, педагогическом совете, педагогических чтениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение речи для становления человека и человечества Чекусова Наталья Михайловна, учитель-логопед г. Ростов-на-Дону 2019

Слайд 2

Современное индустриальное общество *ставка на рост и прогресс информационного поля, *огромные шаги в развитии медийной и компьютерной техники… Подрывается фундамент общества: * Люди утрачивают способность воспринимать письменную информацию вообще: распространяется новая форма функциональной неграмотности; *Утрачивается владение речью («речь немеет»), большое количество речевых нарушений. противоречие Состояние речи в современном обществе Нарушения развития речи – это лишь верхушка айсберга Причины Экономические Медицинские Социокультурные условия: - Растущее молчание в семьях -Телевидение и всеобщая компьютеризация

Слайд 3

Речь – это искусство движения *Речь — в первую очередь формосозидающий процесс * Все тело говорящего при каждом звуке речи производит определенные, недоступные невооруженному глазу движения. * Говорящий и слушающий ритмично движутся в общем пластическом потоке.. Движение порождает все, что составляет речь. Форма звука А Воздушная форма слога БА Воздушная форма звука Т Воздушная форма звука W (фото и прорисовка И. Цинке).

Слайд 4

Речь пронизывает собой всего человека Нервы / чувства Умственное движение Понимание Сознательно Сердце/дыхание Душевное движение Ощущение Полусознательно Мускулатура Телесное движение Действие Бессознательно

Слайд 5

Тройственное проявление речи Человек ощущает себя через речь другого человеческого существа, он начинает осознавать самого себя. Речь живет общностью. Если один говорит, а другой слушает, оба они оказываются в общей сфере движения и текучих форм, охватывающей и омывающей их, словно некое формообразующее море. Речь раскрывается в человеке трояким образом: 1. Как выражение того, что живет в душе как часть животной природы. 2. Как выражение способности называть предметы в этом мире. Таким образом, звучат имена вещей и существ. 3. Как выражение силы, которая пытается встретиться сама с собой в говорении. Таким образом, речь постепенно приходит в согласие с собой.

Слайд 6

Две стороны речи Тело -« инкарнация » овладение телесностью Хождение (движение) Моторика Мир - «дискриминация» овладения миром Слышание Сенсорика Мышление (понимание) Язык Речь (говорение) Процесс речи — это рождение в человеке второго человека.

Слайд 7

Органы чувств Чувство мысли Чувство «Я» Чувство слова Слух Чувство тепла Зрение Обоняние Вкус Средние чувства: непосредственное восприятие окружающего нас «чувственного мира». Нижние чувства : из непосредственного переживания опыта, полученного телом (действует и формируется воля). Чувство равновесия Чувство собственного движения Чувство жизни Осязание Высшие чувства: открывают нам духовный мир, из которого приходит слово и речь

Слайд 8

Зодиакальный круг 12 чувств

Слайд 9

Тройственность речевого процесса - произнесение, называние и разговор

Слайд 10

В начале было Слово Речь — это не зависящая от меня сущность, следующая своим собственным методикам и законам, имеющая собственную мотивацию, активная сама по себе и выражающая себя в говорении. Она обитает внутри меня, как дыхание, которое приходит и уходит. Эта сущность захватывает мою двигательную организацию и поднимает ее в сферу речевых органов, соединяя ее с воздухом. Это также и сущность, которая покоится на потоке моей крови и достигает моего уха. Она сплетена со мною, но в то же время это нечто отличное от того, чем я сам являюсь. Речь произносится мною. Речь выражает себя в говорении. Речь выражает меня в говорении.

Слайд 11

Литература Кёниг К., Фон Арним Г., Херберг У. Понимание речи и лечение речи /Перевод с немецкого. К.: Изд.«НАИРИ», 2006 г. Карл Кёниг. Лечебно-педагогическая диагностика. Перевод с немецкого Виктора Гончарова. Чебоксары: Антропософский центр социальной терапии, 2001 год. Карл Кёниг. Развитие чувств и телесный опыт. Лечебно-педагогические аспекты учения о чувствах Рудольфа Штайнера. Калуга, Духовное познание, 2002 год. Карл Кёниг. Три первых года ребенка. Обретение способности прямохождения. Обучение родному языку. Пробуждение мышления. / Перевод с англ.(нем.) — Калуга, 2003 г. Пацлаф Райнер. Застывший взгляд. – М.: 2003 г.

Слайд 12

Советуем прочитать

Слайд 14

Советуем зайти на сайты http://www.medcentrmaria.ru / http://waldorf-don.ru/ http://antroposofia.ru/index.php /2012-02-24-10-29-34 http://svecha.ucoz.ru / http://vk.com/club39925242

Слайд 15

Спасибо за внимание chekusova@gmail.com



Предварительный просмотр:

 Значение речи в становлении человека и человечества

(тезисы к презентации)

Чекусова Н.М.

Слайд 2

В современных условиях возникают проблемы, одинаковые в любой части земного шара. И одна из проблем, как назвал ее Райнер Пацлаф в Москве на конференции «Детство в современном мире. Первые семь лет и вся жизнь» в 2009 году – «конец само собой разумеющихся вещей». До сих пор человечество полагало, что ребенку, для того, чтобы расти здоровым и нормальным, достаточно жить  только там, где живут его родители.  И вот этой уверенности у нас уже нет.  Здоровье подвергается таким опасностям  и рискам, каких до сих пор еще не было. Оно находится под угрозой.

Испокон веков человечество было уверено в том, что ребенок сам абсолютно легко и свободно выучит язык, просто находясь среди людей. Но даже этой уверенности у нас нет. Нас лишили уверенности  в само собой разумеющихся вещах. И теперь нам приходиться задаваться вопросом: каким образом происходит нормальное, здоровое обучение ребенка языку, каковы условия для овладения языком. 

Сегодня современное   общество переживает противоречивую ситуацию. С 1 стороны  делает ставку на рост и прогресс, расширение информационного поля, огромные шаги в развитии медийной и компьютерной техники. Поговаривают уже о начале новой эпохи, когда основным  богатством является информация, о  возникновении новой формы  информационного общества, где у всякого будет свободный доступ ко всем банкам данных в мире, а значит, и ко всем знаниям, накопленным человечеством.

С др. стороны, все чаще мы сталкиваемся с явлениями упадка культуры, подрывается фундамент самого общества:  

- Неудержимо распространяется функциональная неграмотность (все больше людей утрачивают способность воспринимать письменную информацию вообще, не говоря о том, чтобы осмысливать ее и пользоваться ею). И происходит это  в высокоразвитых индустриальных странах, которые будто бы ближе других подошли к «информационному обществу».  Именно в богатейших странах планеты более 20% населения владеют весьма ограниченным умением писать и считать... Опирающееся на масс-медиа информационное общество своими руками подрывает фундамент, на котором хотело бы строиться. Достигнутый прогресс будет сведен на нет вызванным им же самим регрессом.

- Постепенно утрачивается и владение речью. Тысячелетиями речь была для людей столь же естественной средой, как воздух, а дети овладевали ею совершенно спонтанно, и это казалось природной способностью. Но то, что некогда само собой разумелось, сегодня уже не таково.   Едва до внимания общественности успела дойти проблема растущей неграмотности, как уже обнаружилась дальнейшая, доселе немыслимая деградация орудия культуры человечества: вслед за утратой большой частью населения письменного языка постепенно утрачивается и владение речью. Как ни жутко это звучит, но язык немеет… Все чаще в последнее время родители сталкиваются с проблемами в речи ребенка. Или он поздно начинает говорить, или не выговаривает некоторые звуки (34%), или не понимает обращенную к нему речь (43% ). За  десять лет цифры выросли более чем на 20%.

Существует множество  причин. Рост нарушений развития речи следует связывать не столько с медицинскими и экономическими факторами, сколько с изменившимися социокультурными условиями, в которых растут нынешние дети.   Главной причиной врачи единодушно называют растущее молчание в семьях. У родителей «сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается лишь примерно двенадцать минут в день». Но наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение и всеобщая компьютеризация, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. Развитию речи ребёнка наносит ущерб не только молчаливое просиживание перед экраном телевизора. Сами передачи для детей часто очень далеки от реальности, а мелькание смонтированных фрагментов видеоряда, часто не даёт возможности ребёнку уследить за действием. Передачи стереотипны, не побуждают собственную фантазию и его творческие способности. Послушайте речь ребенка, когда он играет с ровесниками: она скудна, ограничена восклицаниями, имитацией шума, предложения фрагментарны и лишены связи. Речь сопровождается подёргивающимися механическими движениями.  Просмотр телепередач отвлекает детей от спонтанных творческих игр, а это грубо мешает их развитию. Ведь таким образом тормозится их инициатива и активность, такие необходимые для развития органов чувств, тонкой и грубой моторики. Отсутствие в окружении ребёнка смены разнообразных впечатлений может помешать развитию его головного мозга, погубить творческие способности, фантазию и интеллект.

Для более глубокого понимания проблемы важно учесть сделанное учеными наблюдение, что нарушения развития речи у малышей проявляются, как правило, не изолированно, а в сочетании с целым рядом других дефицитов, прежде всего в сфере моторных и сенсорных способностей. (70% детей они сопровождались дополнительными нарушениями как тонкой, так и общей моторики.  Нарушения развития речи сказывались, в том числе на движении глаз.  Это уже доказано относительно зрительного восприятия (нарушения у 85% детей), и прежде всего относительно осязания.)

Это говорит о том, что овладение речью у детей необходимо рассматривать на более широком фоне: дело идет о развитии не одной отдельно взятой способности, а о целом спектре процессов развития, лишь в своей совокупности делающих ребенка способным ориентироваться в окружающем мире всеми органами чувств и действовать в нем.

По результатам многолетней педагогической практики установлено, что нынешние дети из-за недостатка первоначального опыта всё больше испытывают затруднения в развитии органов чувств, таких как тепла, равновесия, обоняния, осязания и движения.  Большой вред был нанесён научным взглядом, что телевизионные передачи - идеальное средство обучения для маленьких детей, и кроме него ничто не сможет лучше стимулировать развитие их речи.

Корни проблемы уходят, очевидно, гораздо глубже — в общий склад и условия существования нашего времени, слишком глубоко, чтобы можно было говорить об одном изолированном патологическом явлении. Нарушения развития речи — лишь верхушка айсберга, т. е. комплекса причин, начинающих угрожать всей нашей культуре и цивилизации. 

Почему же нарушения речи столь разрушительны для всего человеческого общества?

Языкознание привыкло видеть в человеческом языке всего лишь транспортное средство, с помощью которого информация от «отправителя» поступает к «получателю»*. Но ребенку совсем не безразлично, через какого посредника входить в мир языка. Свою человеческую сущность  ребенок  сможет когда-нибудь добыть, лишь если вступил в контакт с человеческой сущностью родителей через живую родительскую речь. При этом дело не столько в передаче информации, сколько в совсем иной, гораздо более значимой деятельности. Прежде чем малыш научится произносить хотя бы одно крошечное предложение, он должен в совершенстве овладеть координацией более сотни мускулов, участвующих в артикуляции, а это в высшей степени сложный процесс. По уровню сложности с ним не сравнится ни одно другое движение, какому способен научиться человек. И этот процесс, в свою очередь, — лишь часть той длящейся не один год борьбы за овладение функциями своего тела, которую ведет ребенок. С первого дня жизни он с невероятной энергией тренирует различные двигательные функции и их взаимодействие, начиная  с движения глаз и рук через умение держать голову, стоять и ходить и вплоть до овладения тонкой моторикой кистей рук и пальцев. Артикуляция звуков речи — словно зрелый плод на дереве, выросшем из деятельности этого «двигательного человека», работающего над мускулатурой всего тела.

       Звуки речи,  гласные и согласные,  сопровождают нас день за днем от пробуждения до засыпания. Они проникают в наше сознание в виде слов, и мы произносим их в своей речи в продолжение всей нашей жизни. Однако далеко не всегда мы осознаем, сколько тайн нас окружает. Их происхождение сокрыто почти так же глубоко, как и происхождение самого человека,  и необходимы серьезные духовные исследования для того, чтобы приблизиться к чуду их образования. Мы во многом обязаны Рудольфу Штайнеру за указания, полученные на основании его духовных  исследований. В коротком сообщении невозможно отразить всю их глубину и значимость. Я лишь тезисно остановлюсь на некоторых из них, которые наиболее значимы для понимания речевых нарушений и их коррекции.

       

     Если бы мы могли зрительно воспринимать звучащее, живое слово, эту бессознательную деятельность глазами, то увидели бы, что в ее ходе беспрестанно созидаются пластические формы.

Первым на эти незримые, порождаемые речью воздушные формы указал в 1924 г. Рудольф Штайнер. Его замечание, что сделать их зримыми, безусловно, возможно, пользуясь соответствующими средствами, в 1962 г. было реализовано дрезденской учительницей Иоганной Цинке, чьи фото и прорисовки, вы видите на слайде. Каждый звук речи и впрямь порождает перед ртом особенную, характерную только для него воздушную форму, причем явление это закономерно воспроизводится. Стало быть, речь — в самую первую очередь формосозидающий процесс. В его ходе складываются динамические образования, которые частично в течение секунд остаются в воздухе, после того как соответствующие звуковые волны уже исчезли.

Но одновременно и все тело говорящего при каждом звуке речи производит определенные, недоступные невооруженному глазу движения. Специалисты по кинезике с изумлением обнаружили, что слушатель, со своей стороны, отвечает на выслушанное точно такими же микро-движениями, какие бессознательно производит говорящий, и точно так же — с головы до ног, но с минимальным запаздыванием в 40 — 50 миллисекунд.

         Хотя физически связи между этими процессами установить невозможно, кажется, будто говорящий и слушающий ритмично движутся в какой-то общей среде. Слушатель как бы  пляшет один танец с говорящим. Вдумайтесь. Сейчас я говорю, моя гортань и тело совершает движения, но и ваша гортань в ответ производит такие же движения. Все это происходит на самом глубоком, наиболее элементарном уровне речи, там, где она — чистое движение. Движение порождает все, что составляет речь.

Слайд   4                                 Звуки речи пронизывают всего человека 

Нервы / чувства

Умственное движение

Понимание

Сознательно

Сердце/дыхание

Душевное движение

Ощущение

Полусознательно

Мускулатура

Телесное движение

Действие

Бессознательно

Но все это — лишь первый этап в процессе слушания. На следующем этапе движение переходит от чисто мускульной активности на ритмическую деятельность сердца и легких. Телесное движение преобразуется в движение души. Лишь на третьем этапе это движение достигает полюса нервной чувствительности головного мозга, где вновь преобразуется — на этот раз в движение умственное. Стало быть, речь пронизывает собой всего человека, причем снизу вверх, а не наоборот.

Эти ступени, на которых реализуется слушание, в миниатюре (снизу вверх) отображают путь, который в полном масштабе должен пройти ребенок, овладевающий речью. И здесь отправную точку следует искать не в холодном регистрирующем уме, а в целиком бессознательной, импульсивной двигательной активности тела. Но протекает она одновременно с речевыми движениями тела говорящего, и тут  речь идет не о подражании, а о совыражении. Движение новорожденного (протекает) синхронно с речью взрослого. Это еще не имеет ничего общего с эмоциями и мышлением, а представляет собой чистую деятельность, формообразующее движение. Из этого-то движения ребенок строит позже свою речь.

Научаясь воспроизводить формы звуков, ребенок одновременно развивает свой мозг, формирует его. В это время закладываются основы всего интеллекта.

От чего зависит развитие речи?

От живого присутствия человека с его адресованной конкретному слушателю (в данном случае — ребенку) речью. Речь живет общностью. Если один говорит, а другой слушает, оба они, как выяснила кинезика, оказываются в общей сфере движения и текучих форм, охватывающей и омывающей их, словно некое формообразующее море.

Музыкальность речи формирует физическое тело.                                                                                        Образные выражения — сила, формирующая душу.

Если для самого начала жизни необычайно важно, чтобы речь формировала телесные органы, то для всей будущей жизни ребенка столь же важно формирование душевных органов — фантазии и творческого воображения..

Понятийные структуры, логические закономерности формируют мышление.

Человек ощущает себя через речь другого человеческого существа, он начинает осознавать самого себя.

Теперь мы можем сказать, что речь раскрывается в человеке трояким образом:

1. Как выражение того, что живет в душе как часть животной природы.

2. Как выражение способности называть предметы в этом мире. Таким образом, звучат имена вещей и существ.

3. Как выражение силы, которая пытается встретиться сама с собой в говорении. Таким образом, речь постепенно приходит в согласие с собой.

      Человек всем своим существом связан с тройственным проявлением речи. Однако поначалу он является не тем, кто говорит, а тем, через кого речь звучит и выражает себя. Для этого ей нужны собственные инструменты, которые создаются в человеке самой речью. Сначала человек с точки зрения речи представляет собой естественно-природное существо, в котором речь извне действует таким образом, что постепенно может начать в нем раскрываться.

        Сегодня мы знаем, что говорит весь человек. Как физическое, душевное и духовное существо он принимает участие в формировании речи, а в говорении выражает себя как личность. Рудольф Штайнер описывал это следующим образом: «Именно форма гортани и все, что с этим связано, делает нас людьми... Все остальное в облике человека до самых мельчайших деталей было так образовано и пластически сформировано, что на настоящем этапе человек представляет собой, так сказать, дальнейшее развитие и совершенствование своих органов речи. Органы речи — это основа человеческой формы». 

       Только говорящий человек — действительно, человек. Это ни в коем случае не значит, что человек, не способный говорить из-за какого-либо ранения, в результате болезни или задержки в развитии, не является человеком. Любой человек, поскольку он человек, несет в себе возможность и способность стать говорящим человеком. Поэтому мы и говорим, что только говорящий человек — это по-настоящему человек.

        Известно, что речь представляет собой нечто совершенно особенное и необычайное. Язык и речь — это достижение, приобретение человечества, которое, собственно, нельзя сравнить ни с какой другой способностью. В тот момент, когда человек говорит, в нем развертывается новый росток его существования. Процесс речи — это рождение в человеке второго человека. Насколько совершенна речь, настолько совершенно то, что обеспечивает коммуникацию и взаимопонимание. Но одного этого описания еще недостаточно, чтобы постичь весь смысл.

Теперь необходимо спросить себя: что же, собственно, происходит, когда человек говорит?

     

 Слайд   6

Две стороны речи

Тело – «инкарнация»

овладение телесностью

Хождение (движение)

Моторика

       

Мир – «дискриминация»

овладения миром

Слышание

Сенсорика

Говорить ребенок обучается на основе хождения, а мыслить — на основе речи. Развитие ребенка включает в себя  шаги овладение телесностью («инкарнации»,) и шаги овладения миром. Овладение миром играет такую же важную роль, что и овладение телесностью. Особенно это относится к области речи. Так же, как инкарнации противостоит дискриминация, так хождению противостоит слышание, то есть так же, как из хождения рождается говорение, из слышания рождается осознание языка. Из языка и говорения получается говорящий человек. В тот момент, когда мы начинаем называть вещи, для нас просыпается окружающий нас мир. Благодаря этому возникает сознание мира. И только благодаря слиянию языка и говорения позже может развиться мышление. 

      Таким образом,  человеческая речь имеет две составляющие: одну моторную (выражающую) и одну сенсорную (воспринимающую). Моторное и сенсорное — можно сказать также тело и мир, или инкарнация и дискриминация — в речи сплетены так тесно, как нигде. В этом и состоит чудо человеческой речи. Мир и тело, моторика и сенсорика сливаются в ней так, что одно без другого существовать просто не может. Мы можем сказать: язык — это душа говорящего. Или: говорение — это тело языка. Всегда, когда человек начинает говорить, он создает в себе новый росток, нечто в определенном смысле равноценное себе самому. Речь — это микрокосмос в человеческом  космосе.

      Эти две определяющие составляющие должны быть дополнены третьей, а именно: пониманием сказанного. Но часто упускается из виду то, что мы сами должны слышать это. Когда я говорю, я только слышу самого себя, а другой не только слышит меня, но и сам неслышно проговаривает все это вместе со мной.

    Лишь благодаря тому, что моторно-сенсорное, слышимое и произносимое повторно сплетаются друг с другом, понимание, идущее через мелодию и ритм строения предложения, становится полным.

     

   

        Рудольф Штайнер указывал на некоторые основополагающе существенные моменты проблемы развития речи  104 года (1909 г.) назад, и если бы он даже не сделал ничего другого, его уже тогда можно было бы отнести к величайшим философам нашего столетия.  Я говорю о его учении о чувствах.  Подробное рассмотрение этого учения заняло бы, как минимум 3 дня. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

      Свое учение о чувствах Рудольф Штайнер представлял в продолжение двенадцати лет, с 1909 по 1921, в многочисленных отдельных работах. Он установил, что в области чувств наряду с обонянием, слухом, зрением и осязанием имеется еще одна чувственная функция: «чувство слова». Кроме того, существует еще одно вышестоящее чувство, которое он называет «чувством мысли». Рудольф Штайнер  ясно и однозначно описал его, то есть описал чувство, которое воспринимает не цвета, запахи, вкусовые ощущения, линии, формы или тепло, а непосредственно язык.

     Только благодаря тому, что каждый из нас обладает чувствами слова и мысли, возникает то, что, по словам Гёте,  дороже золота, а именно: беседа. На слайде ясно видно, как из низших чувств «вырастают» высшие, модель взаимодействия органов чувств.

Слайд 8

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\1.png

           С лечебнопедагогической точки зрения  представляет собой огромный интерес аспект учения о взаимодействии чувств. Р. Штайнер запечатлел этот факт в необычайно выразительном  образе зодиакального круга. В нем ясно видео, что  нарушение восприятия одним из чувств, скажем, чувством речи, означает, что отсутствует не только опознавательная функция этого чувства.  Гораздо больше оказываются повреждены все другие чувства. Ведь весь спектр восприятия чувств, состоящий из двенадцати ступеней, соответствующих двенадцати чувствам, представляет собой нечто единое, целое. Недостаток осознания одного из чувств  влияет  на внутреннее равновесие всей жизни чувств.

   

  Слайд  9

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\4.png

        Чтобы  приблизиться к пониманию речевых отклонений и дать возможность их устранить, мы можем посмотреть схему, данную Карлом Кенигом. К сожалению, ее тоже мы можем рассмотреть лишь схематично, так как это тема отдельной лекции.  Произносимая  речь  изображена  в форме  фигуры (А). В это произносимое погружается слышимая речь (В). Обе они перекрещиваются. Между этими полюсами -  уши, рот и гортань, и мы видим, как одно непосредственно переходит, перетекает в другое. В ухо вливается звук. Звук становится произносимым — словом, слово — идеей. Это происходит благодаря тому, что в потоке сверху (В) мы имеем слышание, чувство слова и чувство мысли. Это область слышимой речи.

      Со стороны конечностей добавляется телесная моторика. Она становится жестикуляцией, она окрашивает и сопровождает речь, и она вливается в гортань. «Собственно, вся моторика — это музыка, это звук». В гортани поток движения останавливается, преобразуется, и из движения рождается звук. Этот звук принимается инструментами речи — языком, зубами, губами, челюстями, и превращается в различные гласные и согласные. Это моторный акт речи. В него погружается сама речь, понимание, слышимое слово, слышимый звук. Благодаря этому возникает мелодия предложения, которая уже несет в себе некий смысл. Такое возможно лишь потому, что в это услышанное и произнесенное вливается все то, что я представляю собой вообще как человек.

      Говорящий — это весь человек целиком. Говорение — это не просто одна из усвоенных функций, подобно другим способностям. Как и движение, речь — это, прежде всего, выражение индивидуальности человека. В речи представлено все то, что может быть названо раскрытием внутреннего мира соответствующего человека. То, что мы разговариваем друг с другом, что мы встречаемся друг с другом в беседе — это то же самое, как если бы, начав говорить, другой открывал бы некий глаз, через который я мог бы заглядывать внутрь него, в его переживания, в его мышление, в его ощущения, в его чувства.  Речь является выражением происходящего в мире. 

        В заключение хотелось бы отметить, сколь необычайно важно воздействие творческого, формосозидающего слова на все аспекты жизни людей. Оно помогает сложиться телесным и душевным органам ребенка, оформляет его душевные силы и словно вдыхает в них жизнь, подготавливает к самостоятельности его ум при переходе к пубертатному возрасту. Без слова человек никогда не становится человеком, без него невозможно становление, развитие. 

      «Вначале  было Слово»: благодаря указаниям Р. Штайнера, мы начинаем заново открывать для себя глубокий смысл этих древних, библейских слов.

То, что у говорящего живет в мыслях и переживаниях, речь преобразует вовне в слышимые звуки, доходящие через воздух до слушателя. А в нем акустические явления — звуковые волны, в свой черед, «преобращаются» во внутренне воспринимаемые мысли и переживания. Слово обращает сверхчувственное в чувственное, а чувственное — в сверхчувственное.

Но эта исконная сила речи не действует, если ее прогоняют через машины. Ей нужен человек, который превратит себя в посредника слова. Лишь тогда она сможет препроводить «я» ребенка из миров сверхчувственных в чувственный мир, лишь тогда она сможет высвободить из чувственного мира сверхчувственные силы, необходимые ребенку для установления связи между душой и умом, с одной стороны, и телом — с другой.

У взрослого есть возможность поставить себя на службу созидательному, строительному и формообразующему вселенскому Слову. Но тогда он не должен забывать: хотя слова произносит он сам, хотя без него они не могли бы воздействовать на ребенка, но их энергия идет не от него. Его самого человеком сделало Слово — а он лишь передает энергию Слова ребенку, стремящемуся стать человеком.

        В  докладе «Духовная наука и речь» Рудольф Штайнер описывает тайну речи следующими словами: «Развитие речи, безусловно, можно сравнить лишь с художественной деятельностью. Насколько мы не вправе требовать от созданного художником, чтобы оно соответствовало действительности, настолько же мы не можем требовать, чтобы речь подражала тому, что она представляет. Речь воспроизводит внешнее лишь в том же смысле, что и картина художника воспроизводит внешнее. И мы можем сказать: до того как человек стал самосознающим духом в современном смысле, дух речи действовал в нем как художник, и наше Я вошло в то, что было подготовлено деятельностью этого художника.... То, как дух речи  лежит в основе действия человека, может быть понято в художественном смысле.»                                                                                                  Эти слова раскрывают нам, что речь — это работа духа речи, который когда-то создал ее в человеке. Это произведение искусства, и если мы попытаемся постичь ее с художественной точки зрения, мы осознаем те три ее члена, о которых говорили.. Всякий раз, когда приходится иметь дело с речью, ее пространство, значимость и объем кажутся настолько огромными, что невозможно до конца отдать должное тому, что на самом деле является вечной сущностью. Я завершаю свое выступление  словами Хаманна (Hamann) — мудрого человека с севера, которые прозвучали в его книге «Последняя воля и завет рыцаря розенкрейцера»" «Каждое явление природы было словом — знаком, символом, залогом нового, тайного, невыразимого, но тем более тесного единства, общения и общности замысла, сил и идей. Все то, что человек изначально слышал, видел собственными глазами, созерцал и касался своими руками, было живым словом; ибо Бог был Словом. С этим Словом на устах и в сердце начало речи было так естественно, так близко и так легко, как детская игра...»

          Друзья,  за столь ограниченное время моего сообщения невозможно осветить  все аспекты речевого развитие и тем более коррекции патологии. Если вас заинтересовала проблема, мы предлагаем вам ознакомиться с литературой по данному вопросу и посетить сайты, где отражена информация  по тем или иным направлениям антропософии или вальдорфской педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества для развития личности ребенка"

статья о значении развития эмоциональной сферы ребенка и приобщении ребенка к культурным, нравственным и историческим ценностям....

Витамины и их значение в жизни человека

Конспект НОД по ОЗОЖ в старшей группе...

Витамины и их значение в жизни человека

Знакомство детей с понятием "ВИТАМИНЫ" и их значением....

Речь и её значение в развитии человека.

lt;<Речь – это канал развития интеллекта…...

Значение речи в жизни человека

В статье дается краткий обзор основных функций речи и их значения в жизни человека...

Статья "Значение речи в развитии человека"

Речь является важнейшей психической функцией, универсальным средством формирования и выражения мысли.  Значимость речи  трудно переоценить, ведь речевая деятельность имеет огромное значение ...