Консультация на тему «Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине»
консультация (старшая группа)

Толмачева Светлана Владимировна

Консультация для педагогов с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2019_docx.docx25.08 КБ
Файл prezentatsiya_k_konsultatsii.pptx555.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

Консультация на тему:

«Роль русского народного музыкального творчества в  воспитании любви к своей малой родине»

Подготовил ПДО по фольклору

Толмачева Светлана Владимировна

Курск, 2019

          Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

           Современные тенденции патриотического воспитания связаны с реализацией задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и ориентированы на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития.

          Дошкольный возраст – это период становления личности, имеющий свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотизм. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории своей страны, осознания и приобщения к народным традициям своей малой Родины. Традиционная культура особенно ценна в процессе воспитания молодого поколения. Все в ней составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.

         С. Михалков отмечал, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом», поэтому серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к народному музыкальному творчеству. Ведь последовательное ознакомление детей с произведениями народного музыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.

          Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает «здоровым» нравственно. Народное музыкальное творчество - фольклор, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

         Главенствующая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит женщине: матери, бабушке, няне. Именно они создали в педагогических целях особую поэзию – поэзию пестования (материнскую поэзию), которые имеет жанры, особые для каждого периода жизни ребенка. В поэзии пестования выделяют следующие жанры: колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.

          Фольклорные традиции Курского края занимают достойное место в русском народном творчестве.

          Давайте обратимся к распространенным и в Курской губернии жанрам.

           Пестушки: согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного человека, в ребенке в часы его бодрствования радостные эмоции необходимо поддерживать. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых приемов, в чем-то напоминающих физзарядку или эвритмию, метод, разработанный Р.Штейнером. Народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в безусловной полезности приема и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение.

          Пестушка для купания (Белгородская область)

С гоголя вода,

с гоголихи – вода,

А с рабы Божьей Танечки –

вся тягота!

Водичка – под полОк,

А Танечка – на полОк.

Водичка – ниже.

А Танечка – выше!

          Потешки: особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Народная педагогика с древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, и все это закрепила в поэтических произведениях-потешках. При помощи потешек пестуньи вырабатывали и потребность в игре, приготавливали к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить к познанию окружающего мира в игре, которая станет школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

          В светлом теремочке

          Выросла Лизуша!

          Люди ее любят,

          Все ее голубят.

Вариант для мальчика:

           Кто у нас хороший?

           Кто у нас пригожий?

           Коленька хороший,

           Коленька пригожий.

       Следующий жанр – это бытовой фольклор: детские сказки, загадки, небылицы-перевертыши.  В повсеместно известных сказках даны нравственные законы «простонародья». В основе его жизни труд, как бы ни был мал, трудись: может именно твоей малой силы и не достает, чтобы завершить общее дело (сказка «Репка»); дружба – основа благополучия (сказки «Теремок», «Зимовье зверей»); слово старших несет народную мудрость, послушание избавит детей от многих бед («Коза и козлята») и т.п.

          Колыбельные песни: название идет от основы «колебать», т.е. качать, зыбать, колыхать. В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться куклами, как ее учить правильно «байкать». Этот урок не простая забава и не пропадает даром, ведь девочки с 6-7-летнего возраста  становились няньками младших.

          Было замечено, что в первый месяц жизни ребенок проявляет музыкальное восприятие – восприятие ритма и мелодии, однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена  звуков. И все это знал народ-педагог.

            Ой, дуду, дуду, дуду

            Потерял мужик дугу,

            На зелёном на лугу.

            Дуга точёная, позолочёная.

            Пойди, уточка, найди.

            Пойди, серая, найди.

            А мне некогда –

            Мне мосты мостить

            Серебром гвоздить.

            А царица у светлице наражаитца,

            А ребёночек у люлечки качаитца. 

(с. Иванчиково)

             Поэтическое содержание курских песен таких как «Завивайся березка», «У калинушки», «Земелюшка - чернозем» и др. наполнено неповторимыми по красоте образами природы: поле с травой зеленой, зеленые дубравы, луга, рощи, пшеничное и ржаное поля. Из природного пейзажа особенно выделяются такие деревья, как зеленые верба, калина, а также белая кучерявая береза.

             Яркой чертой музыкальной культуры Курской области являются «алилёшные» песни. Все эти песни имеют припев со словами «Лёли-лёли» или «Э-э-х, ли, лё».

              (пример)

            На территории Курской области были широко распространены народные песни с действием, а также всякого рода игрища и инструментальная музыка. Курская традиция достаточно пестрая, в отличие от северных или среднерусских, она более оптимистичная, подвижная, в ней очень много танцевальных форм. Главным народным игрищем был хоровод. В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. В хороводах Курской области различают два вида: танки и карагоды. Конечно, самый известный карагод «Тимоня»  (пляшущий, управляет ритмом пропевания коротких, состоящих из двух стихов частушек, которые в курской традиции называют прикáзками или прибáсками). Частушки могут быть не связаны между собой по смыслу. Их содержание – задорные поддразнивания, шутки или восхваления:

Ой, Тимоня, Тимонюшка,        

Кучерявая головушка!

Катерина в шелковой шубке,

У Катерины алые губки.

          Иногда приказки строятся как диалог:

Под ёлкою спала –

Шишка в рот упала.

– Что же ты глядела,

Как она летела?

          Остановим обзор и на игровом фольклоре. Игра в жизни ребенка занимает исключительное место, ведь она является почти единственным средством физической, умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания. «Седая» старина как будто оживает в таких играх, как «Шел по лесу козел», «Растяпа», «Как у дяди Трифона», «Заинька», «Колпачек», «Марома» и т.д. Многие игры-хороводы, например,  «Лён», «А мы просо сеяли» прививают уважение к трудовому процессу взрослых.  

          Таким образом, народное музыкальное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация на тему: «Р о ль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой родине» Подготовил ПДО по фольклору Толмачева Светлана Владимировна 2019 год

Слайд 2

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень , от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине . ( В.А. Сухомлинский.)

Слайд 3

Жанры Курской губернии ПЕСТУШКИ – небольшие стишки или песенки, понятные и интересные для ребенка.

Слайд 4

Жанры Курской губернии ПОТЕШКИ – небольшие веселые стишки, которые комментируют действия ребенка и развивают его память и воображение.

Слайд 5

Жанры Курской губернии БЫТОВОЙ ФОЛЬКЛОР: детские сказки, загадки, небылицы-перевертыши.

Слайд 6

Жанры Курской губернии КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ- песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребёнка.

Слайд 7

Жанры Курской губернии НАРОДНЫЕ И «АЛИЛЁШНЫЕ» ПЕСНИ.

Слайд 8

Жанры Курской губернии ПЕСНИ С ДЕЙСТВИЯМИ - песни , сопровождающие хороводы.

Слайд 9

Жанры Курской губернии ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР - простейшие игры, в которые вовлекаются дети младшего возраста, являются естественным продолжением первых физических упражнений и забав, сопровождавшихся потешками и прибаутками.

Слайд 10

Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...

Консультация для родителей: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов....

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Малая Родина -  самое любимое и милое  место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки  и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое. Маленький челов...

Консультация для родителей "Воспитание любви к своей малой родине. Город Иркутск"

Начинать воспитание любви к своей Родине нужно с малого. С любви к своему городу....

консультация для родителей «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...