Консультация для родителей " Развитие дружеских взаимоотношений через игровую деятельность"
консультация (средняя группа)

Семенюк Людмила Викторовна

Консультация для родителей " Развитие дружеских взаимоотношений через игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Консультация для родителей

                         

Развитие  дружеских взаимоотношений через игровую деятельность.

        Дружба дошкольников – своеобразное явление. Она быстро возникает, но также быстро может исчезнуть. Наверняка, у многих родителей бывали такие ситуации, когда ребёнок радует сообщением о том, что у него появился новый друг. Но на вопрос: как зовут нового друга? – ребёнок не всегда может ответить. Совсем неплохо, когда ребенок легко и быстро приобретает новые знакомства. Но научится ли ребенок переводить знакомство в дружеские отношения, во многом зависит от взрослых. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им.
Дошкольники удовлетворяют потребность в общении в группе.

        Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсуждать с ними детские пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»,  «Друга ищи, а нашел – береги», значение слов известной детской песенки «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много». Читая сказки, находить массу примеров дружбы сказочных героев. Хороший ли друг Буратино, Карлсон, Незнайка, Чипполино, почему?

        В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему.

        Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Дети учатся разделять переживания, радость и грусть, других детей. Примерами ролевых игр в детском саду являются такие игры, как «дочки-матери», «в магазин», «игра в школу» и пр. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

 

        Идентифицируя себя с каким-либо персонажем, дети могут не только отработать какой-то навык, но и снять эмоциональное напряжение (например, ребёнок, сходивший в цирк, скорее всего некоторое время после этого играть в цирк, чтобы взволновавшее его впечатление превратилось в приятное воспоминание). Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение. В детстве  дружеское общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть;

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера.

В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Только та игра, которая захватывает ребёнка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки.

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом, замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация детского коллектива. Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив - всё это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

Чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра — вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством развития полноценной личности.

Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
Таким образом, игра важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.

Игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.

Чтобы  научить  детей  строить  отношения  с  другими  людьми,  уважительно  и  деликатно  вести  себя  со  сверстниками,  можно  предложить детям,  в  совместной  деятельности, проблемные  ситуации,  разрешая  которые,  они  будут  овладевать  определенными  социальными,  коммуникативными  навыками,  и  сюжеты  для  игр-драматизаций  различного  содержания,  такие  как:

 «Отнял  игрушку»
 «Толкнул»
 «Долго 
 качается  на  качелях,  а  другие  не  могут  дождаться  своей  очереди»
 «Нечаянно  разрушил  постройку  товарища»
 «В  группу  пришел 
 новенький»… Дети рассказывали, что они будут делать, попав в такую ситуацию. Вы получите очень интересные ответы, некоторые из них, может быть,  даже шокируют вас. Всё зависит от опыта ребёнка и его коммуникативных  навыков.

       Я познакомлю вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и  установлению межличностных отношений между детьми.

Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и не основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыш дружит, потому что они вместе играют. Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения. Подчеркнём, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом, и, в тоже время, возрастает избирательность дружеских контактов. 

Игры на формирование межличностных отношений:

«Найди друга» (для детей 5 лет). Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагаю походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью  рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет» (для детей 6 лет). Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. «Рукавички» (для детей 5 лет). Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички. Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляю.

«Сочиним историю» (для детей 5 лет). Участники рассаживаются по кругу. Ведущий начинает рассказывать историю «жили-были…» Следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь снова доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и история продолжается…

        Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Вот некоторые игры, используемые мною в работе, которые помогают детям подружиться и правильно общаться:

"Волшебники". Цель. Продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Ход. Детям предлагаю вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.

"Разноцветный букет". Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

"Позови ласково". Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагаю бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.

"Волшебный стул". Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность».

Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце, и поют птицы и, глядя на улыбку и счастливое лицо которого самим...

Консультация для родителей: "развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Материал можно поместить в родительском уголке....

Консультация для родителей "Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность"

Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность. Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнц...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность».

Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по ФГОС...