Консультация для родителей: " Развитие речи детей через подвижные игры"
консультация (младшая группа)

Вострикова Элла Владимировна

   Первоочередными задачами физического воспитания в нашем детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 305»

г. Новосибирск, ул. Академическая, 11 тел/факс: 330-89-69

Подготовила и провела : воспитатель первой категории Вострикова Элла Владимировна

г. Новосибирск 2019г.

Консультация для родителей:

Тема: «Развитие речи детей через подвижные игры»

   Первоочередными задачами физического воспитания в нашем детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности. В связи с этим мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, степень двигательной активности).

     По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в последние годы 20-30% дошкольников имеют недоразвитие речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

     У этих детей отмечаются недостаточная устойчивость внимания. Из-за недостаточности активного словаря дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторыми отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность.

     Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

      Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью я на практике применяю следующие подвижные игры:

 

Подвижные игры на развитие мелкой моторики

Игра большой подвижности «Ловишка»

Считалкой выбирается ловишка, который встает в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу:

Ау-ау-аукаем,

Весну приаукиваем.

Весна пришла,

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем, в ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

После слов, все разбегаются по залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные садятся на скамейку.

 

 Подвижные игры с речевым сопровождением

 

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

 

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три.

Хлопают в ладоши

Новый год приходи!

Поступательные зовущие движения к себе.

Тебя ждали год,

Стояли у ворот.

Пружинка, руки на поясе.

А пришел мороз,

Заморозил нос.

Шагают на месте.

Нас, мороз, не пугай,

С нами ты поиграй.

Наклоны вправо-влево.

В прятки ты поиграй

Да подарки нам дай…

Два приседания, руки на колени.

Конфеты, игрушки,

Орехи, хлопушки

Постукивают кулачками друг о друга.

Будем веселиться,

Танцевать, резвиться.

Прыжки на двух ногах.

 

 

Подвижные речевые игры

На закрепление пройденного материала.

В центре круг стоит инструктор – он бросает ребенку мяч и называет животного (кошка), ребенок ловит мяч. Бросает инструктору и называет детеныша (котенок).

 

 Подвижные игры на развитие внимания

 

   Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.

Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:

«дерево» - остановка руки вверх;

«куст» - приседают;

«ручей» - прыгают на месте

«тропинка» - встают парами.

 

 

Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

аисты, вороны,

галки, макароны.

Прилетели птицы:

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы:

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

 

Подвижные игры на развитие звукопроизношения

 

Игра «Придумай слова на определенный звук»

Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук, например – П

Пух, пальто, песня, помидор, плита, перо, пряжа, пенал, повар, пастух, портной , пар.

 Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве

 

Все дети с речевой патологией – имеют нарушение функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.

По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:

  1. Встаньте на скамейку
  2. положите мяч в обруч
  3. перепрыгните через канат
  4. встать за скамейку
  5. остановиться около лестницы
  6. сесть на модули.

 

 Игры на развитие коммуникативных функций

 

Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.

 

Подвижная игра «Чижик»

Играющие образуют круг. «Чижик» становиться по середине. Играющие идут по кругу и произносят слова:

Ходит чижик у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Чижик отвечает:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами. Кто остался без пары становиться чижиком.

 

 Подвижные игры на расслабление

Дети с речевым нарушение отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.

Релаксация «Снежинка»

 

Представьте, что вы – легкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе.

Дети покачиваются

Плавно опускается вниз

выполняют полуприсед

Но вот подул добрый легкий ветер и закружил снежинку в снежном танце

кружатся

Полетела снежинка и поднялась высоко-высоко

Подняться на носки

Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз.

Медленно приседают

 

«На водопой.»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных

 с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК.

Жарким днём лесной тропой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку)

За мамой-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – лакают)

«Дождик»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

 

Капля раз,                                                                   (Прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два.                                                     

Очень медленно сперва.                                               ( 4 прыжка)

А потом, потом, потом                                                 (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,                                 (Руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.                                (Руки полукругом над головой)

 

 «Осень»

Координация речи с движением.

 

Листья осенние тихо кружатся,                   (кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся                     (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,  (движения руками по полу вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.            (поднимаются, кружатся)

«Самолёт.»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Руки в стороны — в полет                                     (Дети бегут на носочках по кругу расставив руки)                                            

Отправляем самолет.                                                                             в стороны.)

Правое крыло вперед,                                                (Поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед,                                                                     (Поворот через левое плечо.)

Полетел наш самолет.                                        (Бегут по кругу, расставив руки в стороны)

     «Зимние забавы»

Координация речи с движением, развитие творческого

воображения, работа над общими речевыми навыками

Мы бежим с тобой на лыжах,                    (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,                              (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах!                                        («Падают».)

А потом снежки лепили,          (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили,                             (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали                                («Падают».)

и домой мы побежали.                               (Бегут по кругу.)

«Медведь»

Координация речи с движением, развитие ловкости,

развитие речевого дыхания

Как на горке — снег, снег, (дети стоят кружком, в центре которого «спит

                                                                медведь»;

И под горкой — снег, снег,          (Приседают, опускают руки — выдох.)

И на елке — снег, снег,                    (Опять встают и поднимают руки — вдох.)

И под елкой — снег, снег.          (Приседают, опускают руки — выдох.)

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь. (На цыпочках бегут по кругу. На последних

                                                                        словах «медведь» просыпается и    

                                                                       ловит детей.)

 

«За грибами»

Координация речи с движениями; развитие творческого

воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов:

«искать», « срывать», « собирать».

Все зверушки на опушке              (Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

 Белочки скакали,                            (Скачут вприсядку, срывают воображаемые                                                         

Рыжики срывали.                              грибы.)

 

Лисичка бежала,                             (Бегут, собирают воображаемые грибы.) 

Лисички собирала.

 

Скакали зайчатки,                          (Скачут стоя, срывают грибы.)                      

Искали опятки.

 

Медведь проходил,             (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Мухомор раздавил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через подвижные игры.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»

В данной консультации для родителей  рассказано о том, как при помощи дидактических игр развивать речь детей...

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру» ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»

Консультация для родителей«Развитие речи детей через дидактическую игру»...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....