Родительское собрание на тему:" Ваш ребенок идет в школу"
материал (подготовительная группа)

Купряшкина Марина Ивановна

Родительское собрание на тему:" Ваш ребенок идет в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodsobr_aprel.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-д/с «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Родительское собрание на тему:

« Ваш ребенок идет в школу»

                     

Провели воспитатели:

Русакова Л.И.

Купряшкина М.И.

                                                           Апрель 2021 г.

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

Повестка собрания:

  1. Что такое готовность детей к школе?
  2. Что должен уметь ребенок при поступлении в школу? Кризис 7 лет.
  3. Раздача памяток и буклетов.
  4. Разное.

Ход мероприятия.

Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Готовность к школе».

Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет ваша позиция! Некоторые родители сегодня зачастую либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне загружают его посещением кружков, секций, студий.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект,  включает в себя три компонента:

- интеллектуальная готовность,

- личностная и социальная,

- эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает: - к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность - это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

4. Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: «+ », «-», «=».

• Деление круга, квадрата пополам, на четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3) Память

• Запоминание 10-12 картинок.• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,«Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например: на, кошка, дворе, с солнечным зайчиком, играла.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
 

Главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи ребёнка.
Если ребёнок путает звуки в произношении, он перепутает их на письме. Он также смешивает слова, которые различаются только этими звуками: лак – рак, жар – шар, рад – ряд, щель – цель и т.п. Именно поэтому огромное внимание надо уделять развитию фонематических процессов. Фонема (звук) – минимальная значимая часть слова. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы не путали звук и

букву.


Запомните!

1.Звуки мы слышим и произносим;

2.звуки речи на письме мы обозначаем буквами;

3.буквы мы пишем, видим и читаем.

Рекомендуем  дошкольникам, не умеющим читать, называть буквы, как звуки, без призвука [Э]: не «бэ», «ве», а [б] [в]. 
Одна буква может обозначать разные звуки (твёрдый или мягкий).
Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи  другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения реализуются следующие задачи:
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового  анализа и синтеза;
- обогащения словарного запаса;
- формирования грамматического строя речи;
- развития связной речи;
- обучение грамоте.
Чтение – это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но прежде чем начать читать, надо научить ребёнка слушать, из каких звуков состоят слова, научить звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят.
Очень важно научить ребёнка сознательно выделять звуки из слова, определять место звука в слове.
На занятиях по обучению грамоте мы будем учить детей давать характеристики гласным и согласным звукам, и учить обозначать  их на карточках, гласный – красным цветом, согласный твёрдый – синим, согласный мягкий  - зелёным.

3.Кризис 7 лет

Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу.

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально" приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Уважаемые родители наберитесь терпения, будьте внимательны к своим детям и просто любите их!


Памятка для родителей, будущих школьников.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

- уметь четко произносить все звуки речи;

- уметь интонационно выделять звуки в словах;

- уметь выделять заданный звук в потоке речи;

- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- уметь произносить слова по слогам;

- уметь составлять предложения из 3-5 слов;

- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д.;

- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т. д.);

- уметь составлять несколько предложения: о предмете;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

- уметь наизусть читать любимые стихотворения;

- знать автора прочитанного стихотворения;

- уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

- знать цифры от 0 до 10;

- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д.;

- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

- знать знаки +, -, =, <, >;

- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;

- уметь измерять с помощью линейки;

- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;

- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе;

В области представления об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель,
береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

- уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)

- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);

- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);

- знать названия 1-3 комнатных растений;

- 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.

- знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й классдолжен знать:

- в какой стране он живет, в каком городе, какой улице, в каком доме, несколько других стран.

- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

- звать правила поведения в общественных местах и на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Готовность ребенка к школе"

Родительское собрание включает в себя анкету, памятку, тест и педагогические ситуации  для родителей...

Родительское собрание на тему "Подготовка ребенка к школе"

В данной статье рассматриваются вопросы о том, что поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни каждого дошкольника. Для того, чтобы процесс подготовки и будущая адаптация к школьной жизни ...

Сообщение к родительскому собранию на тему: "Готовность ребенка к школе".

Многие родители считают, что если их ребенок ноучился читать и писать, то можно его отдавать в школу. Умения считать, писать и читать являются признаками умственного развития детей, но не являют...

Родительское собрание на тему: «Готовность ребенка к школе».

Из опыта работы по проекту "Я хочу в школу"...

Родительское собрание на тему: «Готовность ребенка к школе»

План выступления:Аспекты готовности ребенка к школе.Анкетирование «Психологическая и социальная готовность к школе.Памятка родителям «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в ш...

Родительское собрание Круглый стол. «Ваш ребенок идет в школу, а готов ли он?»

Родительское собрание Круглый стол.«Ваш ребенок идет в школу, а готов ли он?»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ»

ПЛАН:Вступительное слово (особенности возраста).Просмотр видео «Особенности 7 летнего ребенка»Как определить готовность к школе?Отношение с учителемЗаключениеЛитература...