Главные вкладки

    Дополнительное образование детей. Программа художественно-эстетической направленности «МАСТЕРИЛКИ».
    консультация (старшая группа)

    Сенина Лариса Александровна

    В системе дополнительного образования основным стержнем является также развитие ребенка. Дополнительное образование детей – это сформированные действия, направленные на развитие ребенка. Вспомогательное образование детей реализуется с помощью разнонаправленных дополнительных занятий, которые помогают удовлетворить требования подрастающих поколений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дополнительное образование детей.

     Программа художественно-эстетической направленности «МАСТЕРИЛКИ».

    Деятельность педагогов в настоящее время – один из наиболее ответственных, жизненно важных видов деятельности, связанных с воспитанием и обучением детей. Однако помимо обязательного освоения программы, существует внедрение знаний на добровольных началах. Взаимосвязь между основным и дополнительным обучением велика. Но существуют и отличия, которые и разграничивают эти понятия.

    В системе дополнительного образования основным стержнем является также развитие ребенка. Дополнительное образование детей – это сформированные действия, направленные на развитие ребенка. Вспомогательное образование детей реализуется с помощью разнонаправленных дополнительных занятий, которые помогают удовлетворить требования подрастающих поколений.

    Была разработана и успешна внедрена в практику программа дополнительного образования «Мастерилки».

    Цель данной программы состоит в раскрытии творческих способностей ребёнка для формирования его личностных качеств, умений и навыков конструирования и моделирования из бумаги, воспитания эстетического отношения к окружающему миру, духовного и творческого развития. 

    Необходимость данной программы обусловлена развитием творческих способностей ребенка и развитием мелкой моторики.

    Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерилки» даёт возможность ребенку получить дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей и образовательных потребностей. Программа «Мастерилки» имеет техническую направленность, так как направлена на формирование умений моделирования и конструирования дошкольников. В то же время ребенок приобретает системные, адаптированные к возрасту знания и практические умения в различных областях, учиться общаться, трудиться совместно со взрослым и сверстниками.

    Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.

    Комплекс мероприятий данной программы позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

    Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества у детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности. Все задания соответствуют по сложности детям дошкольного возраста. Выполнение творческих заданий служит развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

    Данная образовательная программа представляет детям возможность

    обучаться по следующим видам декоративно-прикладного творчества:

     работа с бумагой и картоном;

     работа с солёным тестом.  

    Солёное тесто – это хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Создание ребенком даже самых простых скульптур– это творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

    Также дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.

    Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

       Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста (5-7 лет) формируются обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

     В ходе обучения по программе,  ребёнок знакомится с такими приёмами работы как:  

     1.Работа с бумагой. («Бумажные чудеса»)                                                                Работа в технике «Оригами». В процессе складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую.

    2.Работа с мятой бумагой.                                                                                  

    Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги, салфеток.

    3.Бумагопластик. 

    Работа строится на имеющихся у детей навыках, полученных на занятиях аппликацией, оригами.

    4.Изготовление объёмных картинок. («Красота украсит мир») Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя технику бумагокручения и бумагопластики.

    5.Работа с бросовым материалом («Остров ненужных вещей»).

    Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования. При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей.

    1. Лепка из солёного теста «Тестопластика».

    Тестопластика – это лепка из соленого теста. Соленое тесто состоит из натуральных компонентов (соль, мука).

    Занятие осуществляются через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребёнок получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

    При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

    1) эскиз,

    2) воплощение в материале,

    3) выявление формы с помощью декоративных фактур.

    Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

    В результате обучения по данной программе дошкольники:

    – научатся различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом;

    – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

    – будут создавать композиции с изделиями;

    – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

    – овладеют навыками культуры труда;

    – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

    В конце обучения по данной программе проводиться мониторинг по выявлению уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной деятельности.

    По мнению Лыковой И.А. - эстетическое отношение к окружающему миру может быть не только выявлено, но и сформировано в творческой художественно-продуктивной деятельности дошкольников.

    Педагогическая диагностика проводиться по программе Лыковой И.А., где выявляется уровень развития творческих способностей дошкольников в продуктивной деятельности. Где смотрятся технические умения и навыки ребёнка, отношение к деятельности ребёнка и само творчество ребёнка - как ребёнок справляется с итоговым заданием.

    Таким образом в ходе реализации данной программы ребёнок развивает творческие способности и мелкую моторику, что обуславливает один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования «Говорушки» по художественно-эстетического развитию

    Программа  дополнительного образования «Говорушки»  по художественно-эстетического  развитию  для младшей группы...

    Программа дополнительного образования «Игралия» по художественно-эстетического развитию

    Программа  дополнительного образования «Игралия»   для старшей группы...

    Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию «Красочный мир» 4-7 лет

    Дошкольный возраст – чудесный, сказочный мир детства, яркая и неповторимая страница в жизни человека. Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не тольк...

    Программа дополнительного образования «Радуга» по художественно-эстетическому развитию детей

    Программа дополнительного образования«Радуга»  По художественно-эстетическому развитию детей                        ...

    ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Весёлые пальчики» (художественно-эстетической направленности).

    Программа по дополнительному образованию«Весёлые пальчики»(художественно-эстетической направленности)....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 5 лет разраб...