Мастер-класс для родителей "Экспериментирование в домашних условиях"
методическая разработка

Мастер-класс для родителей "Экспериментирование в домашних условиях" дает возможность продемонстрировать родителям, ка к в домашних условиях с детьми можно  провести некоторые виды экспериментирования с разными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС «Родничок» п. Новогорный

Мастер-класс для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Подготовила Марунич Валентина Ивановна

 воспитатель высшей категории

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

                                                                               

Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой, магнитом и другими предметами.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей в домашних условиях.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: данный мастер - класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер-класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый родитель должен будет провести опыт и определить свойства материалов.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?
Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом,
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию:
1. Организуется исследовательская деятельность детей;
2. Создаются специальные проблемные ситуации;
3. Проводятся занятия;
4. Во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, различные виды поверхностей, круп и т.д.; специальные приборы (микроскопы, лупы и т.д.), неструктурированные материалы (песок, вода, камешки).

Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное –
безопасность вас и вашего ребёнка.                               
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.                                                  

Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием. 

«Жареный сахар»
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику!

«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?                                                                                                                  
Объяснение: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

«Живые дрожжи»
Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги. Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Спросите у ребят, что произойдет?                                                                                  
Объяснение: когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

«Цветное молоко»

Потребуется: цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт: налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

«Спрятанная картина»
Цель:
 узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску,
сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»
Цель:
 сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс: наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку, у вас должны получиться мыльные пузыри.
Объяснение: молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

 «Греет ли шуба?»                                                                                                                             Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети? Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объяснение: шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

«Шуба из стекла»
Спросите ребенка, знает ли он, что бывают «шубы» из стекла? Это термос. У него двойные стенки, а между ними — пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам. Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.

«Цветы лотоса»                                                                                                                                Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.                                                                               Объяснение: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

«Задуй шарик в бутылку»                                                                                                                Возьмите пустую пластиковую бутылку без крышки. Из бумажной салфетки сделайте небольшой шарик, положите его на край горлышка. А теперь с помощью трубочки попробуйте задуть шарик в бутылку.                                                                                                                               Объяснение: это сделать невозможно потому, что воздух огибает препятствия.

                                                                                                                                                    «Виноград и газировка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Объяснение: на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

«Трюк с перцем»                                                                                                                            Что вам нужно: вода, перец, миска, мыло.                                                                                              Заполните чашу с водой и посыпьте перцем сверху. Обратите внимание, когда вы прикоснетесь к поверхности воды пальцем, то ничего не произойдет. Положите мыло на палец и прикоснитесь к поверхности воды снова. Перец разбегается в стороны, как по волшебству.
Объяснение: из-за поверхностного натяжения воды, перец плавает на поверхности. Мыло, попавшее на поверхность, разрывает водородную связь между молекулами воды, что нарушает поверхностное натяжение. В естественной среде, молекулы воды сильно притягиваются друг к другу. Поэтому, когда поверхностное натяжение нарушилось, появилось движение воды. Это в свою очередь привлекло наружу молекулы воды (под пальцем), а другая же часть воды (с перцем) переместилась к краям миски.

«Тонет, не тонет»                                                                                                                                      Нам потребуется всего лишь сырое яйцо, стакан и немного соли. Налейте в стакан обычной водопроводной воды. Опустите яйцо в стакан. Что произошло? Яйцо утонуло и опустилось на дно стакана. Добавьте в этот стакан 6 столовых ложек соли. И очень хорошо размешайте соль, чтобы она полностью растворилась в воде. Аккуратно опустите второе яйцо в стакан, в котором вы только что растворили соль. Яйцо плавает на поверхности!                                                                                                                                                                Объяснение: средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.

«Шарик и апельсин»                                                                                                                                Для проведения этого опыта нам понадобится воздушный шарик и свежий апельсин (на самом деле нужна только свежая апельсиновая кожура). Сначала надуйте шарик посильнее, чтобы шарик хорошо растянулся и его оболочка была, соответственно, тоньше. Теперь нужно срезать с апельсина кожуру (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке. Когда одна или несколько капель из цедры попадут на шарик — он лопнет!                                                                                                                     Объяснение: вы замечали, что после того, как вы почистили апельсин, ваши пальцы немного жирные (скользкие).В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.

«Переворачивающаяся стрелка»                                                                                           Нарисуйте на листе бумаги стрелочку, поставьте перед ним пустой стакан и наполните его водой так, чтобы смотреть на рисунок через воду. Стрелочка "перевернется" и будет указывать в другую сторону!                                                                                                            Объяснение: наполненный водой стакан превращается в собирающую линзу. Проходящие через нее лучи фокусируются в одну точку, а затем расходятся. При этом за точкой фокуса создается перевернутое изображение.

 «Затонувший корабль»                                                                                                                                                      Как достать затонувший корабль со дна моря? Сейчас мы попробуем это сделать. Представьте, что скрепка это -  корабль, а вода - море. Нужно достать скрепку со дна стакана с водой, не намочив при этом руки. Как это сделать? (проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку).                                                                                                                 Объяснение: итак, магнит действует через воду. Жидкость не мешает действию магнита на предмет.

«Цепочка из скрепок»                                                                                                       Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).                                                                                       Объяснение: скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).

«Лавовая лампа»                                                                                                                                       Стакан наполнить до половины растительным маслом, немного воды, 2-3 капли красителя, шипучая таблетка.                                                                                                                        Объяснение: принцип действия лавового светильника состоит во взаимодействии не смешивающихся жидкостей разной плотности при нагревании. Если же добавлен интенсивный краситель, то визуальный эффект усиливается. Данная конструкция подсвечивается электрической лампочкой — при этом возникает движение причудливых форм капель и фигур, на которые можно смотреть бесконечно.

Обсуждение экспериментов с родителями
Вывод:
 главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.                                                                                              Экспериментируйте с детьми – это очень интересно!
Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. Спасибо за внимание.

Экспериментируйте с детьми – это очень интересно!

(памятка для родителей)

 «Цветы лотоса» Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Объяснение: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.                                                                                                                                           «Цветное молоко»                                                                                                              Потребуется: цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.                                                                                                                                 Опыт: налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться. Объяснение: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.                                                                                                                                     «Жареный сахар»
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику!

«Виноград и газировка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Объяснение: на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

«Переворачивающаяся стрелка»                                                                                        Нарисуйте на листе бумаги стрелочку, поставьте перед ним пустой стакан и наполните его водой так, чтобы смотреть на рисунок через воду. Стрелочка "перевернется" и будет указывать в другую сторону!                                                                                                           Объяснение опыта: наполненный водой стакан превращается в собирающую линзу. Проходящие через нее лучи фокусируются в одну точку, а затем расходятся. При этом за точкой фокуса создается перевернутое изображение.

«Лавовая лампа»                                                                                                                                              Стакан наполнить до половины растительным маслом, немного воды, 2-3 капли красителя, шипучая таблетка. Принцип действия лавового светильника состоит во взаимодействии не смешивающихся жидкостей разной плотности при нагревании. Если же добавлен интенсивный краситель, то визуальный эффект усиливается. Данная конструкция подсвечивается электрической лампочкой — при этом возникает движение причудливых форм капель и фигур, на которые можно смотреть бесконечно.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс «Учимся различать цвета в домашних условиях»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию восприятия цвета у детей раннего возраста в домашних условиях.Задачи:Познакомить ро...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в дома...

Мастер-класс для родителей «Лизун в домашних условиях»

Лизун – это  желеобразная, растекающаяся игрушка, которая способна принимать любые формы,  плавно перетекающая из одной руки в другую. Легко липнет к окружающим предметам, но...

мастер-класс Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей....

Мастер класс по ФЭМП игры в домашних условиях

Доброе утро ! Для вас уважаемые родители хочу поделится занимательным  и творческим материалом для совместного времяпровождения с детьми игры своими руками. Мастерите и играйте с пользой дель. Же...

Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях».

Мастер - класс для родителей «Экспериментирование в домашних условиях». Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в домашних условиях.Задачи: Формировать умение родител...