Консультация для родителей "Математика - это игра"
консультация (старшая группа)

Математика — повсюду. Нам без нее не обойтись. И в мире животных математика, и в мире растений, и в архитектуре, и в повседневной жизни.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Ведущая функция игры – отдых, развлечение. Это свойство как раз и отличает игру от не игры.

Чтобы усилить познавательный интерес воспитанников, нужно привлечь их внимание. Для достижения этой цели легко можно сделать пособия по математике своими руками:

  • ткань, нитки, пуговицы;
  • природные материалы;
  • канцтовары;
  • воображение, ему придается особое значение в творческом процессе.

Такие задания,  как загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы, как правило, вызывают наибольший интерес у детей. Например, стихи известных поэтов можно использовать для построения математической задачи:

  • Из-за леса, из-за гор

 Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

 Жена на коровке...

Вопрос: сколько ног шагало по земле? Ответ: 8 ног.

 

  • Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу — двое, себе — трое...

Вопрос: сколько пар лаптей сплела лиса? А сколько штук? Ответ: 5 пар, 10 штук.

  • У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Вопрос: сколько всего гостей было у Аленки. Ответ: 7 гостей

  • Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Вопрос: сколько сапожек может промочить дедушка Ежок? Ответ: 4 сапога.

 

  • Жили у бабуси

Два веселых гуся...

Вопрос: сколько крыльев было у гусей? Сколько хвостов? Ответ: 4 крыла, 2 хвоста.

 

  • Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Вопрос: сколько вещей дама сдавала в багаж? Ответ: 6 вещей (1 животное).

 

Почетное место среди всех заданий занимают математические задачи на смекалку. Такие упражнения очень нравятся детям и формируют гибкий, пластичный ум и сообразительность:

  • «В комнате 4 угла, в каждом сидит кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?» (4 кошки);
  • «У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?» (всего 4);
  • «Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?» (8 человек);
  • «7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?» ( 7 дорожек).
  • «Продолжите фразу: если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…» (вышел позже Саши).
  • Дети играли в одних трусиках и майках. Вдруг пошел сильный снег. Но дети не замерзли и не промокли. Почему? Ответ: дети играли в комнате.
  • По морю плыли две подводные лодки и вдруг они ушли на дно. Сколько подводных лодок было в море? Ответ: 2 подводные лодки, только они ушли на дно.

Развитие математических представлений и усиление концентрации слухового внимания:

  • Даны три числа 1; 2; 1. От второго числа вычли третье число и прибавили к разности первое число. Вопрос. Назовите сумму. Ответ. 2
  • Назовите первую букву первого весеннего месяца и вторую букву в слове МАМА Ответ: М; А.

Игра «По-порядку становись!»  на упорядочение объектов по размеру. Необходимо подготовить 10 одноцветных полосок из картона одинаковой ширины и различной длины и разложить их хаотично перед дошкольником.

Инструкция: «Расставь «спортсменов» по росту от самого низкого до самого высокого». Если ребенок затрудняется с выбором полоски, предложите «спортсменам» мериться ростом.

После выполнения задания предложите ребенку отвернуться и поменяйте местами некоторые полоски. Дошкольнику предстоит вернуть «хулиганов» на свои места.

Играя в такие дидактические игры как Какой цифры не стало?, Сколько…?, Назови соседей, Назови, какой игрушки не стало?   дети учатся свободно оперировать числами в пределах 9 и сопровождать словами свои действия.

 На прогулке при проведении наблюдений дайте задание ребенку сосчитать прохожих, сосчитать деревья на площадке, назвать цифры номерного знака проезжающих машин, сосчитать ступени и т.д.

Для овладевания пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди,  далеко, близко, давайте задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Кукла, а сзади – Мишка». «Справа от куклы поставь зайца, слева от куклы – пирамиду» и т.д. Спрячьте любую игрушку где-то в комнате, а ребенок ее найдет. 

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры – ТАНГРАМ, МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА, СЛОЖИ КВАДРАТ, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Для закрепления представлений о геометрических фигурах:

  • «Найди предметы, похожие на круг (квадрат, треугольник и др.)»;
  • «Определи, на какую фигуру похожа крышка стола (сидение стула и др.)»;
  • «Кто больше назовет предметов, имеющих форму круга (квадрата, треугольника и др.)»;
  • «Угадай по описанию» (необходимо описать объект (от общего к частному), а ребенок должен отгадать, о каком объекте идет речь, потом поменяться ролями);

Когда дошкольники решают задачки в игровой форме, они дополнительно побуждаются найти верный ответ. Дети жаждут похвалы или какой-нибудь награды, пытаются победить в игре непременно. И это способствует закреплению новой информации.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Следуйте за интересами своего дошкольника, прислушивайтесь к нему, старайтесь сохранить его естественный природный интерес к предмету. Ваши старания будут вознаграждены. В то же время ни в коем случае не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.

Не следует стремиться проводить с ребёнком полноценные занятия, как в детском саду или центре. У вас в приоритете должны быть совсем другие формы: прогулки, экскурсии, игры с природными материалами (водой, песком), конструкторы, совместные занятия домашними делами, чтение и знакомство с элементами фольклора (считалками, скороговорками), настольные игры, ситуационные игры (магазин, поезд) – в общем, всё, что подскажет ваша фантазия, воображение, жизненный опыт.

Ко времени поступления в первый класс ваш малыш должен освоить применение знаний математики в важных для него практических занятиях: играх, эксперементах, быту.

 

Источники:

  1. Дунина, Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность / Р. А. Дунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/181/47200/ (дата обращения: 12.05.2021).
  2. Криницкий, И. В. Занимательная математика: учение через увлечение. Как заинтересовать младших школьников математикой / И. В. Криницкий, Н. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 5 (25). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/young/archive/25/1532/ (дата обращения: 12.05.2021).
  3. Смолянова, Т. Л. Развитие математических представлений у дошкольников / Т. Л. Смолянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 167-171. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52106/ (дата обращения: 12.05.2021).
  4. http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley...
     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konsultatsiya_dlya_roditeley_matematika_-_eto_igra.pdf861.12 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как играть в ритмо-речевые игры».

Работа с родителями в кружковой работе имеет немаловажное значение. Если родителям объяснитьнеобходимость развития музыкально - ритмических способностей, то   их помощь в этом деле может оказатьс...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

2020, 2021 гг- Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…» (дидактические игры дома). Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В.; Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.2020

Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…»(дидактические игры дома).Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В. Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.20...

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...