Методические рекомендации родителям по развитию общения с детьми дошкольного возраста.
консультация

Задыхина Марина Николаевна

С первых дней у современного дошкольника появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происхо­дит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам-понятиям. Ре­бенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается по невиди­мой лестнице. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобрете­нии более сложных знаний и делает их пригодными к применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям по развитию общения с детьми дошкольного возраста.

С первых дней у современного дошкольника появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам-понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний и делает их пригодными к применению.

Современные родители нередко стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характеристику каких-то объектов, разъясняют механизм их функционирования. В глубине души родители, быть может, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это делать».

Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал.

А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, можно сказать — все окружающее — и далекое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

Многие ученые подчеркивают значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам.

Достижения материальной и духовной культуры, которые усваивает ребенок, чрезвычайно многообразны. В ходе систематически организованного обучения ему передается лишь небольшая часть социального опыта. На всех этапах развития ребенок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми старше себя и сверстниками, Накопление информационного багажа происходит в процессе познавательного общения.

Такое общение рассматривается как важнейший компонент скрытого (латентного) обучения. Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это, прежде всего, заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументированно возразить. Подводные камни такого общения — назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый,— делают беседу односторонней. При этом взрослый в силу своего возрастного и образовательного статуса занимает позицию над ребенком, поучает, требует от него «слушать и на ус наматывать». Неумение родителей поддержать попытку ребенка мыслить, без иронии отнестись к его ошибочным суждениям может постепенно подавить активность дошкольника, в том числе и мыслительную. Подобная расстановка сил лишает детей самостоятельности, приучает к интеллектуальному иждивенчеству — ожиданию, что взрослые все расскажут и пояснят.

Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна обогащать познавательную сферу ребенка.

О чем и как разговаривать с детьми? Об этом свидетельствуют детские вопросы.

— Откуда берется эхо?

— Почему у кошки есть шерстка, а у нас нет?

— Почему у меня в животе мягко, а у куклы твердо?

— Почему зимой нет комаров? И т.д.

Детский вопрос является одновременно и ответом, потому что многое рассказывает о самом ребенке, его потребностях, наблюдениях, сомнениях, страхах, догадках, суждениях, приоритетах. Степень «интеллектуального взросления» ребенка отражается на характере вопросов. Их анализ свидетельствует, что ранние детские вопросы — это попытка первого знакомства с предметами и явлениями: что это? Это кусается? Это тоже холодное? Что такое гипноз? Чей папа Папа Римский? Как лошадь сидит?

Иногда в вопросах содержится констатация изменений, происходящих с известными объектами, и стремление дать им объяснение или утверждение в правильности своих предположений: Почему снег в руках тает? Почему чашка бьется? Почему вода в реке зимой превращается в лед? Почему ночью нет солнышка?

У ребенка появляется желание понять увиденное. Поэтому он дает свое объяснение. Поначалу такие истолкования ситуативны. Ребенок пытается сопоставить «видимые» свойства и отношения, объясняя многое случайными причинами. Наивная логика подводит его к мысли о том, что предметы и явления как-то связаны между собой.

Понимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями побуждает детей к собственным умозаключениям. В высказываниях появляются рассуждения.

Как же взрослому реагировать на высказывания дошкольников? В современной дидактике на этот счет имеются педагогические установки, способные гуманизировать познавательное общение взрослых и детей.

Первая: родителям необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.

Вторая: детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого.

Интересными ребенку представляются самонаблюдения: вечером в постели только закроешь глаза, сразу же проваливаешься в сон. Утром трудно лежать в постели с закрытыми глазами даже несколько минут. Перед обедом как будто в животе что-то щекочет — так хочется есть. А после обеда таких ощущений нет.

Иногда вопросы, которые возникают у ребенка, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое экспериментирование и наблюдение помогают изучению свойств предметов, позволяют увидеть изменения, происходящие с ними под нашим воздействием. Например, принесли с прогулки ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли на участке. Он лежит на блюдце и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время снег превращается в воду, а в ней плавают черные крупинки и частички,

Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Иногда детей подавляет авторитет родителей, таких умных, знающих ответы на все вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому третья педагогическая установка: не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.

Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких об их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой. Даже ребенок может оценить «смехотворность» ситуации при искаженном восприятии окружающего или детских ошибочных рассуждениях. Откровенный разговор с ребенком, конечно же, не повлияет на авторитет родителей и не изменит его отношения к ним, но создаст благоприятную атмосферу в познавательном общении взрослых и детей.

Взрослый может признаться, что на какой-то вопрос он затрудняется ответить, и нужна помощь справочника или энциклопедии. С полки снимают толстый том, и начинаются поиски. В специальных изданиях для детей содержится лаконичная и доступная информация. Простота объяснений, использование наглядности (картинок, схем, зарисовок) помогают ему осмыслить обсуждаемые проблемы.

Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны - качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указывал известный психолог А. В. Запорожец, если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять-шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли ученого подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве - высечено на камне; что узнал в старости - написано на льду».

Литература

  1. Бодалев А.А.  Психология общения  - М.- Воронеж, 2016.
  2. Практическая психология образования./Под ред. И.В. Дубровиной, - М., 2007.
  3. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации родителя по развитию общения с детьми

В консультации орисывается значение общения с детьми раннего возраста и предлагаются рекомендации по налаживанию общения со своим ребенком...

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослого и зависит в большей степени от нормального социального и речевого окружения, воспитания и обучения, которые необходимо начинать с первых дней жизни...

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Авторская разработка "Методических рекомендаций родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР". В этой разработке представлен материал , продолжающий закрепление в дом...