РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ВОЗДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»
материал

Иванова Анна Юрьевна

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: познакомить родителей со спецификой малых форм фольклора и их воздействием на развитие ребёнка-дошкольника.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 22  «Тополёк»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ВОЗДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»

Выполнила:

воспитатель

 Иванова Анна Юрьевна

Бердск-2021

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: познакомить родителей со спецификой малых форм фольклора и их воздействием на развитие ребёнка-дошкольника.                                

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

1.Организационный момент.

2.Педагогический лекторий – «Малые формы фольклора. Их влияние на развитие дошкольников».

3.Практическая часть – игра «Вью-вью я капусточку».

4.Разное.

Детский фольклор - специфическая область народного художественного творчества. Фольклор сопровождает ребенка с момента рождения, помогает ему овладеть родным языком, усвоить важные правила поведения в обществе, приобрести первых друзей, овладеть сложной системой знаний о мире, и, наконец, повзрослеть и стать самостоятельным и активным членом общества. А затем - воспитать своего ребенка и услышать от него знакомые с детства слова считалки или дразнилки.

К детскому фольклору относится как творчество взрослых для детей, так и самостоятельное детское традиционное творчество. Одной из особенностей детского фольклора является то, что далеко не все произведения созданы самими детьми. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства, особенно это заметно в современных жанрах детского фольклора, которые либо целиком восприняты из взрослого репертуара, либо имеют ярко выраженный компилятивный характер, либо представляют собой переосмысленные с точки зрения потребностей детей традиционные виды народного искусства. Для детского фольклора характерно соотнесение художественного текста с игрой.

        МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Прибаутка (баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • Целовальные - как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • Обрядовые - такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • Сезонные - особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

       Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

       Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

        Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

        Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.

        

Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому воспитатели забавляют его песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

     Большое внимание у нас в детском саду уделяется изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам. Также, наряду с этим материалом, используется такая форма работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать дошкольнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культуре.

   Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, воспитатели учитывают, чтобы они отражали все стороны жизни человека.

    Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь помогают такие малые формы фольклора как потешки. Воспитатели  подбирают  и выразительно рассказывают потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

    Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!

     Используем потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.

    С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

       Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

         Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

         Русские народные, хороводные игры это не только огромный потенциал для физического развития ребенка, но  и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

          Отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными   и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

         В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов  помогают малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает их, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

 Подобрав соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, постепенно мы формируем умение самостоятельно использовать эти знания.

В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

            Значение пословиц и поговорок как средств народной педагогики усиливает его форма - краткая яркая и своеобразная, т.е. доступная для понимания и запоминания ребенком.

            В пословицах и поговорках, так же как и в устном народном творчестве любого народа, затрагиваются все события жизни людей: семьи и воспитания детей, любви и дружбы, труда, родины и народа, взаимодействие человека с природой, также развития речи детей.

         Таким образом, пословицы и поговорки могут эффективно использоваться в любой жизненной, воспитательной ситуации, и в занятиях по развитию речи детей.

           В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

           Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью в детском саду, а также призываем Вас и дома, обыгрывать малые формы фольклора, использовать красочную наглядность, музыкальные игрушки и  инструменты.

        Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество представляет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

           Многие стариные русские традиции в наше время начинают угасать, забываться. А ведь так важно знать о том, как жили наши предки, ведь без знания своего прошлого нельзя постичь настоящее. Вот почему нужно закладывать в маленьких детях любовь к наследию своих предков с самого раннего возраста.

          Главным воспитателем ребенка является семья и детский сад. Они воспитывают на тех ценностях, которые являются общепризнанными в данном обществе и в данное время особенно востребованными. Идеал и воспитания личности, складывается из следующих нравственных категорий: любовь к Родине, к родной природе, уважение к старшим, прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т.д. Наиболее общим и важным в развитии речи детей является не только произношение при разучивании и обыгрывании малых форм фольклора, но и воспитательное значение.

Предлагаем Вам, уважаемые родители, поиграть в подвижную хороводную игру «Вью, вью я капусточку».

Игра «Вью, вью я капусточку».

В «капустку» играли так: дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочашок», поднимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку. Поют:

Вью, вью, вью я капусточку, да

Вью, вью, вью я капусточку.

Завивался виллой кочешок,

Завивался виллой кочешок.

Когда развивали, пели: «Развивался виллой кочешок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Родительское собрание по форме: Форма: «Посиделки в «Русской избе»...

«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Конспект досуга с родителями в старшей группе...

Родительское собрание "Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников".

   Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образность...

Родительское собрание "Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка"

Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»Форма: «Посиделки в «Русской избе»Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, ...

Выступление на родительском собрании «Воздействие малых форм фольклора на речевое развитие ребенка».

Формирование педагогической компетентности родителей о влиянии малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста...

Групповое родительское собрание Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Воздействие малых форм фольклора на речь ребёнка раннего возраста

Значимым и важным приобретением , навыком ребенка в раннем возрасте, дальнейшем его развитии является знакомство и овладение речью. Речь помогает знакомится с окружающим миром, как он интересен и разн...