Выступление на родительском собрании «Воздействие малых форм фольклора на речевое развитие ребенка».
материал

Шошина Наталья Вячеславовна

Формирование педагогической компетентности родителей о влиянии малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на родительском собрании «Воздействие малых форм фольклора на речевое развитие ребенка».

Цель:

Формирование педагогической компетентности родителей о влиянии малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста

Задачи:

  • Расширить представления родителей о роли малых фольклорных произведении в развитии речи детей раннего возраста
  • Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.
  • Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я  рада приветствовать вас на нашем родительском собрании. Предлагаю вам разделиться на 2 команды и сесть за стол №1 и №2. На каждом столе лежит конверт, прошу вас открыть их.

  • Команда №1,прочитайте, что написано в вашем конверте.

Баю, баю, баю-бай…
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька — не спится,
Моя Танечка боится…,
Ты, собаченька, не лай,
Мою Таню не пугай!

Как вы думаете, что это? (Колыбельная песня). А вы знаете еще колыбельные песни? Какие? Как вы думаете, зачем они нужны?

  • Команда № 2, прочитайте, что написано у вас?

Выйдет котя в огород —
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.

Как вы думаете, что это? (Потешка). Вы знаете еще потешки? Какие? Какое назначение потешек?

Вопрос к обеим командам, как вы думаете, что объединяет колыбельные и потешки? Да, их объединяет, что они относятся к русскому народному творчеству, фольклору.

  Первые художественные произведения, которые слышит ребенок – это небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей, они называются малыми жанрами фольклора или детским фольклором, поскольку такие народные произведения входят в жизнь ребенка очень рано, задолго до овладения речью. Знакомство с ними обогащает чувства малыша, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, дает уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.  Помимо колыбельных и потешек к  детскому фольклору относятся пестушки, заклички, прибаутки, считалки, дразнилки. Я расскажу вам  вкратце о тех, что чаще используются с детьми раннего возраста.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Например, я пестушки использую, когда учу детей умываться, есть самостоятельно ложкой, одеваться.

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с  пальчиками, ручками). Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.


Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

     Особую значимость малые жанры фольклора приобретают в период адаптации детей к условиям детского сада. Ведь в период привыкания к новой обстановке малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В адаптационный период я использую различные потешки, например:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший,

Ванечка - пригожий!

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Еще один жанр - заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).  Я заклички использую  на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений.

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое своей необычностью веселит детей.

  Прибаутки — это веселые истории о том,  как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой и др. В основе каждой прибаутки заложен свой, собственный сюжет. Использование прибауток способствует познанию себя и окружающего мира, развитию детской наблюдательности, развитию внимания и воображения, помогают овладеть родной речью, и доставляют много положительных эмоций.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Они вместе с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Колыбельная- это поэзия пестования, материнская поэзия,  назначение которой успокоить, убаюкать малыша. Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят-поспят,
Всему миру спать велят.

    Произведения малых фольклорных жанров наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

    Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать, во время умывания, во время еды, бодрствования.

    Знакомя детей с малыми жанрами фольклора, мы обогащаем их речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

   Уважаемые родители, для того чтобы вы лучше разобрались, как применять малые фольклорные произведения дома, я приготовила для вас буклеты-памятки «Детский фольклор дома».

Благодарю вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Родительское собрание по форме: Форма: «Посиделки в «Русской избе»...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.

Использование малых форм фольклора в речевом  развитиии в речевых группах, особенности понимания малых форм фольклора дошкольниками, актуальность этой темы....

Родительское собрание "Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников".

   Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образность...

Родительское собрание "Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка"

Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»Форма: «Посиделки в «Русской избе»Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, ...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.

Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ВОЗДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: познакомить родителей со спецификой малых форм фольклора и их воздействием на развитие ребёнка-дошкольника.      ...