Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.
статья по развитию речи (старшая группа)

Трулёва Ольга Геннадьевна

 Использование малых форм фольклора в речевом  развитиии в речевых группах, особенности понимания малых форм фольклора дошкольниками, актуальность этой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.

Актуальность.

    Никогда раньше проблема духовного развития подрастающего поколения  не стояла так остро, как сегодня. В наше время существует духовно-нравственный кризис, который обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной  «правильной» морали. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, будущей личности. Именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим, неотъемлемой частью воспитательно-образовательной   работы в нашей группе стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, изобразительным, литературным, музыкальным наследием.

    Данная тема должна получать отражение во всех видах деятельности детей. Дети с большим удовольствием играют в народные игры, используют устное народное творчество в сюжетно-ролевых играх, охотно включают его в театрализованную деятельность. С большим интересом узнают о народном искусстве, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая словарный запас.

   В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскуднение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле , для подрастающего поколения.

   Поэтому, я, как педагог поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и  включить его во все направления работы, так же и коррекционной, используя разные жанры фольклора: потешки, поговорки, частушки, попевки, сказки, народные игры.

   Итогом планомерной деятельности являются следующие результаты:

- расширяются представления детей об окружающем мире;

- формируются первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогащается лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;

- речь детей становится более яркой и выразительной.

Особенности понимания малых фольклорных форм старшими дошкольниками.

   Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании  значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например:»Это про Ваню» («Бедному Ванюшке везде камушки»), «Про Емелю, он медленно едет» («Едет Емеля, да ждать его неделю») то есть , воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

   У детей возникают ассоциации не на  содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например о пословице «Бедному Ванюшке…» - «Когда Ванюшка едет по дороге, а ему под ногами одни камни» и т.п.

   При систематической работе с дошкольниками по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.

   Дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, чем описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют  метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово «белый» - «Это белые медведи», «Лебедь, потому что белый»; В загадке о лисе на слова «нет ни дыма, ни пожара…» - «Пожарная машина», «Пожарные, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, не пожара…».

   В рассказе , сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Объясняется это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознание переносного значения слов и словосочетаний  возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

   Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания детьми переносного значения слов и словосочетаний  (А.А. Потебня, В.И. Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Харченко и др.) и возникающие при этом трудности объясняют тем, что  в отличии от взрослых, в речевом опыте детей подавляющее большинство слов находится в единственном прямом номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно-логическое содержание.

   Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хоть старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

 - невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточных знаний о загаданном;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

   Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

- дошкольник стремиться объяснить свой ответ, аргументированно доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск правильного ответа;

- дошкольник не испытывает трудности при сравнении загадок.

   Таким образом, при целенаправленной работе с детьми, старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

   Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности.  Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе педагогов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей.

   Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных особенностей детей и организована систематическая работа, старшим дошкольникам они доступны.  Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.

Прежде чем начать работу, мною было проведено анкетирование родителей и беседа с детьми о малых формах фольклора. В беседе с детьми выясняю:

- насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ли ими;

- есть ли у детей интерес к малым формам фольклора.

   Анализируя  результаты беседы с детьми и анкетирование родителей, я всю работу обычно разбиваю на два этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной этап (непосредственное обучение):

- не занятиях;

- в повседневной жизни.

Первый этап работы.

   На первом этапе работы ненавязчиво заинтересовала детей и родителей устным народным творчеством – предложила сделать альбом «Пословицы и поговорки». Родители и дети совместно выбирали пословицы и рисовали к ним иллюстрации. Была выставка рисунков, а затем создан альбом. Первый шаг сделан, дети и родители заинтересованы данным вопросом.

   

         

         Второй этап работы.

  1. На втором этапе работы, прежде всего была важна работа в НОД.

Во время образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой использовались пословицы и поговорки.

- разбор пословиц и поговорок предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

- правильное понимание идеи произведения, значения пословицы, дети могут проявить при обсуждении его названия;

- когда у дошкольников уже накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

  1. Во время индивидуальной работы, предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его  выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными.
  2. В индивидуальной работе по заданию логопеда использовался специально подобранный фольклорный материал по тому или иному звуку.
  3. Один раз в неделю планировалась работа по родному языку. А именно – дидактические игры. Например: «Продолжи пословицу»: воспитатель  говорит начало пословицы, а дети продолжают; затем начало произносит ребенок, а другой ее заканчивает. Постепенно задания усложняются.
  4. Для полного использования малых форм фольклора я применяла их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, т.к. это одно из условий речевого развития детей. Важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, тогда их скрытый смысл становится ясен для ребенка. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом высказать свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание, осудить неверное или грубое действие. Они являются помощниками в формировании нравственных качеств детей.

Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией, а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку.

  1. Не надо забывать использовать в повседневной жизни и загадки. Предметность, конкретность загадки направленность на деталь, делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей (в начале беседы, занятия, наблюдения). Загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем вас объекте. Рекомендуется использовать загадки для закрепления и проверки знаний в занимательной форме.
  2. Фольклорные праздники и досуги играют огромную роль в этой работе. На них дети могут продемонстрировать и использовать ранее полученные знания. Организуя развлечения для детей, мы активизируем в речи детей малые формы фольклора, это способствует развитию образности и выразительности речи.

Итак, использование малых форм фольклора в развитии речи детей является совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Опыт Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребёнка.

Впервые с данной проблемой я столкнулась при анализе протоколов обследования речевого развития (приложение №1). Было обращено внимание на некоторые критерии, которые, по моему мнению, требуют усиленно...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

   Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей

Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей».Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов разви...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка.

Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка...