Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира. Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения.

Большое количество детей к 2-3 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_malyh_folklornyh_form.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира. Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения.

Большое количество детей к 2-3 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.

 Итак, в наше время фольклор в жизни ребёнка активно вытесняют различные компьютерные игры и телепередачи. Главная их проблема в том, что они не требуют осмысления и активной работы ума.

Использование малых форм фольклора необходимо в первую очередь для личностного развития ребёнка.

Появление фольклора связано с потребностью древних людей познавать мир. Многие труды этого жанра связаны с национальными особенностями и культурой.

Основные разделы малых форм фольклора

  • игровой фольклор;
  • потешный фольклор;
  • сатирическая лирика;
  • бытовой фольклор;
  • календарный фольклор

Каждый из этих разделов уникален. Имеет свою функцию и манеру преподнесения, в зависимости от смысловой нагрузки.

Для ознакомления будущих школьников с данным видом творчества, педагоги вводят новую дисциплину. Учат правильно понимать и употреблять пословицы и поговорки, отгадывать загадки.

Результатом приобщения дошкольника к  малым формам фольклора является расширение словарного запаса и кругозора.

Изучение народной культуры должно происходить с детства, так как в нем закладываются нормы поведения. Фольклор является  незаменимым инструментом для воспитания детей.

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе и в игровой деятельности, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста чутко откликается на малые формы устного народного творчества: потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, веселые — радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, благотворно действует как на физическое, так и на психическое развитие ребенка, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

   Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей

Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей».Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов разви...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...