Лето перед школой
консультация (подготовительная группа)

Братчина Алина Алексеевна

До начала учебного года осталось совсем немного; три месяца лета. Конечно же, перед школой надо хорошо отдохнуть: набраться сил, окрепнуть, немного подрасти и получить новые полезные знания и навыки, которые очень скоро пригодятся будущему первокласснику. Однако это не означает, что все лето перед школой надо потратить на подготовку к этой самой школе, Какими же должны быть три летних месяца дошкольника? О чем надо позаботиться родителям в первую очередь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leto_pered_shkoloy_-_kopiya.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕТО ПЕРЕД ШКОЛОЙ

До начала учебного года осталось совсем немного — три месяца лета. Конечно же, перед школой надо хорошо отдохнуть: набраться сил, окрепнуть, немного подрасти и получить новые полезные знания и навыки, которые очень скоро пригодятся будущему первокласснику. Однако это не означает, что все лето перед школой надо потратить на подготовку к этой самой школе, Какими же должны быть три летних месяца дошкольника? О чем надо  позаботиться родителям в первую очередь?

Психологи настаивают: самое главное — правильно психологически подготовить ребенка к новому учебному году. И начать это делать  надо не  в последние две-три недели августа,  а как можно раньше.

Поиграйте с ребенком в школу

Для начала можно поиграть с ребенком в  школу. Пусть его любимые игрушки станут учениками. Психологи советуют сначала прочитать ребенку и его одноклассникам-игрушкам сказку, а потом ребенок может проверить у игрушек домашнее задание — игрушки голосом мамы или папы пересказывают сказку с ошибками, которые малыш с радостью исправит.

В игре познакомьте малыша со школьными правилами — не вставать с места без разрешения, не выкрикивать ответ, входить и выходить из класса по звонку. Пусть ребенок сам расскажет об этих правилах ученикам-игрушкам и следит, чтобы они их выполняли.

Готовимся к получению оценок

На самом деле первые отметки для первоклассника — это самое настоящее испытание. До поступления в школу работу малыша никто и никогда не оценивал, за любой рисунок, прочитанный стишок или помощь по дому его хвалили, восхищались его умением и сообразительностью. Ребенок может оказаться не готовым к тому, что не все у него получается на «отлично», а учитель оценивает не только факт выполнения задания, но еще и качество работы.

Чтобы оценки не стали причиной сильнейшего стресса, приучите малыша к мысли, что его действия можно оценивать.

Незадолго до школы введите в жизнь ребенка «волшебные линеечки» — вертикальные полоски на листах бумаги. Пусть ребенок ставит красный крестик на вершине полоски, если, по его мнению, он справился с заданием хорошо. Если работа вышла не совсем удачно, ставится крестик посередине, а уж если поручение осталось невыполненным или сделано неверно, то крестик должен стоять внизу.

Сегодня

Чищу зубы

Убираю свои вещи

Помогаю маме

Поливаю цветы

+

+

+

+

После того как малыш сам оценит свои действия, обсудите вместе, почему он так считает. Выскажите свое мнение, посоветуйте, как лучше выполнить задание в следующий раз.

Используйте линеечки для оценки самых разных действий ребенка — как он почистил зубы, как разговаривал со старшими, как помог маме убрать со стола или полить цветы на подоконнике. Однако, предостерегают психологи, никогда не оценивайте умение дошкольника читать, писать и считать.

Приучите ребенка к режиму

За летние месяцы, оставшиеся до начала школьных занятий, необходимо приучить ребенка к определенному режиму дня. Подъем в семь утра может стать настоящей трагедией для ребенка, которому все лето давали возможность отсыпаться. Постарайтесь заранее узнать, в какую смену будет учиться ваш первоклассник, и все домашние занятия — рисование, лепку, чтение книжек, упражнения в счете и письме, проводите в то время, в какое у малыша будут занятия в школе.

Все по плану

За лето перед школой постарайтесь научить ребенка организовывать и планировать свои действия, выполнять их, соотнося со временем. Для тренировки составляйте с ребенком расписание совместных дел на следующий день, проговаривая, сколько времени вы можете уделить каждому мероприятию, чтобы успеть все намеченное.

Научите ребенка составлять алгоритм выполнения какого-то задания, например рисования картинки — сначала рисуем домик, потом дерево, затем солнышко, после этого начинаем раскрашивать. Сначала закрашиваем все желтое, потом зеленое и так далее. Научившись планировать простые дела, ребенок без труда сможет самостоятельно организовывать свой школьный день.

Не менее важна способность будущего ученика понять поставленную перед ним задачу и контролировать свои собственные поступки. Чаще всего шести-семилетний ребенок способен уважительно относиться к предъявляемым требованиям и сдерживать непроизвольные действия. Если малыш не справляется с собственными чувствами настолько, чтобы выполнить до конца любую порученную, очень часто не самую интересную работу, в школе возникнут проблемы с поведением и с успеваемостью.

Не давайте  больших нагрузок

Не увлекайтесь тренировками в письме и математике. Школьные программы постоянно совершенствуются и дополняются, к детям теперь применяют иные требования, чем когда-то к нам, поэтому ребенку, скорее всего, придется переучиваться писать и считать, а это намного сложнее, чем учиться заново.

Кроме того, ребенок, который к первому классу знает таблицу умножения и пишет диктанты письменными буквами, скорее всего, в школе заскучает и быстро потеряет интерес к учебе.

Гораздо полезнее тренировать память ребенка, развивать его наблюдательность, учить концентрировать внимание. Обладая этими умениями, ребенок без труда освоит все свои первые школьные науки.

Конечно, соблазн «подтянуть» ребенка к школе за лето велик. Хочется нагнать то, что было «упущено», научить чему-то новому, чтобы чадо могло блеснуть среди одноклассников. Умерьте свои родительские амбиции! Не правы те родители, которые уже с самого начала лета мучили детей всевозможными заданиями. Довольно часто родители просто не понимают, что такой штурм — прямая дорога к негативному отношению ребенка к школе и тоскливому ожиданию следующего школьного сезона. «Так что же, — удивятся многие, — ничему летом не учить и ничем не заниматься?» Такая крайность тоже ни к чему. Главное — ничего не заставлять делать насильно. Заинтересовать, уговорить, но только не заставлять силой или шантажом.

Стоит напомнить, что подготовка ребенка к школе со стороны родителей заключается:

  • в поддержании интереса к знаниям;
  • в налаживании с ребенком теплых отношений.

Да, на это требуется больше времени, сил и выдумки, но результаты в итоге того стоят. Будьте для ребенка другом, а не надзирателем!

Дочки-сыночки — ученицы и ученики

Очень важно, чтобы в новой ситуации — за партой в классе — ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно и мог в полной мере проявить свои способности. Часто родители, уделяя большое внимание умственному развитию ребенка, забывают об эмоциональной готовности ребенка к школе.

Школа – здорово!

Лучше, если уже до школы у ребенка будет положительный настрой на обучение. Старайтесь давать ему несложные задания, обязательно такие, выполнять которые было бы интересно. Ведь интерес должен стать основным мотивом к получению новых знаний, умений и навыков в школе.

Поиграйте: например, попросите малыша провести маленькую экскурсию по квартире, назвать комнаты и объяснить их назначение. Он сделает это с огромным удовольствием, и задание не будет казаться сложным. Не забывайте похвалить ребенка, создавая тем самым ситуацию успеха.

Боремся со стрессом

Чтобы начать успешно учиться, необходимо обладать определенной стрессоустойчивостью. В школе ребенку придется столкнуться с самыми разными ситуациями, и он должен быть готов к трудностям. Помогут в этом ролевые игры. Очень полезно в спокойной домашней обстановке моделировать разнообразные ситуации, а потом анализировать с ребенком поведение его и других участников игры. Можно также обсуждать поведение героев мультфильмов, сказок.

Социальная готовность

Практически все дети идут в школу с радостью. Важно, чтобы и сама учеба стала приятным занятием, чтобы не возникло разочарования. И непременным условием этого является социальная готовность ребенка к обучению в школе. Не так уж это и просто — из сына или дочки вдруг превратиться в ученика!

Чтобы успешно адаптироваться в школьном коллективе, ребенку с самого раннего возраста нужно быть среди детей, видеть, как ведут себя другие, сравнивать себя с ними. Поэтому чаще бывайте с детьми в общественных местах, ходите в гости. Пусть друзья малыша собираются у него не только раз в год на его дне рождения, а чаще приходят в ваш дом. Подумайте заранее, где можно оборудовать место в вашей квартире для детских игр.

Принятие новой социальной позиции — это и принятие новых обязанностей. Важно, чтобы еще до поступления в школу ребенок нес за что-то ответственность. Дома он может заботиться о кормлении рыбок в аквариуме, поливать цветы, помогать мыть посуду или убирать игрушки.

Практика показывает, что если ребенок имел какие-то обязанности дома, он без особого труда сможет переключаться с интересной игры на менее увлекательные уроки, не будет отвлекаться в классе, не забудет, придя из школы домой, выполнить какие-либо поручения. Он в достаточной мере сможет управлять своим поведением, чтобы выполнять требования, которые поставит перед ним школа.

Очень полезны игры по правилам. Лучше, если в них будет несколько участников, которые должны действовать согласованно. Тогда ребенок быстро научится действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.

Позвольте ребенку немножко побыть на вашем месте, «делегируйте полномочия». Например, назначьте его «начальником на кухне», «ответственным за зубную пасту». Уходя в магазин, оставьте его за главного, пусть почувствует свою значимость, полезность для семьи. Это будет отличной мотивацией к выполнению школьных заданий и правил поведения.

НАКАЗ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

Ваш ребенок не лучше и не хуже, он — другой.

Нельзя:

  • Думать, будто ваш ребенок самый лучший и способный. Он не лучше и не хуже, он — другой.
  • Относиться к ребенку, как к сберегательной кассе, куда родители вкладывают свою любовь и заботы, чтобы получить с процентами.
  • Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его произвели на свет и вырастили, — он же у вас этого не просил.
  • Использовать ребенка как средство для достижения своих (пусть даже и благородных, но своих!) целей.
  • Надеяться, что ребенок переймет ваши интересы и взгляды — они генетически не передаются.
  • Относиться к ребенку как к человеку, которого родители могут воспитывать по своему усмотрению.
  • Всю ответственность за воспитание возлагать на учителей, дедушек и бабушек, методические рекомендации.

Надо:

  • Принимать ребенка таким, какой но есть, чтобы в любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви.
  • Стараться понять, о чем ребенок думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Утверждать в ребенке убеждение, что он может все, если сам в себя верит и действует.
  • Понять, что в любых нарушениях винить, прежде всего, надо себя.
  • Не стараться «формировать » ребенка, как заводскую заготовку, а воспитывать и жить с ним единой жизнью, видеть в нем личность, а не объект «формирования».
  • Почаще вспоминать, какими вы сами были в его возрасте.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а личный пример.
  • Помнить о нравственном воспитании. Оно должно опережать развитие способностей ребенка.

Никогда не говорите своему школьнику:

«Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки »

Конечно, приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой — круглой отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты? Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.

«Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания »

Может быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике? Тогда купите различные «занимательные» математики, биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.

Детское «мне скучно » может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.

«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно »

Так думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него остается в голове.

Медики считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час, второклашки — 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2 часов, в пятом-шестом — 2-2,5, в седьмом — около 3, а в старших классах — около 4 часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут — на 15 минут.

«Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит »

Если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их выполнение — напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение легких задач и выполнение «нудных» упражнений воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.

Поэтому не ограждайте ребенка от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного большого.

«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется »

Скорее всего, когда вы сами были учениками, то и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск родителей.

Хотя  и  здесь  нужна  мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что   ваш   ребенок   достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные — это приятное исключение и не может стать правилом?

Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.

«А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем »

Мы чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, неаккуратность, лень или плохие оценки

детей. Родители идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на «вредного учителя» или на «бестолкового лодыря » вместе с учителем.

Под мишень тут же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой следует не кричать на ребенка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.

«Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего нового я на них не услышу »

Посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя. Это внимание и забота, «величину» которых он может сравнить с «размером», достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться в школе, довольно часто чувствуют себя словно обделенными в любви.

Вторая причина, по которой стоит посещать родительские собрания, — избавить ребенка от участия в денежных разборках. Не секрет, что сегодня все родители   участвуют   в   сборе денег.    Гораздо    хуже,    если        опять деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет чувствовать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану   школы,   подарки   для учителей  и  прочие  классные нужды.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕТО ПЕРЕД ШКОЛОЙ

Как психологически правильно подготовить ребенка к новому учебному году....

Консультация для родителей подготовительной группы« Как провести лето перед школой?»

Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети пойдут в первый класс. Вы взволнованы и обеспокоены, ведь этот день все ближе и ближе. Как сложатся отношения ребенка в новом коллективе? Как встретит...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: "Как провести лето перед школой"

Консультация для родителей подготовительной группы« Как провести лето перед школой?»           Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети пойдут в первый класс. Вы...

Лето перед школой

рекомендации...

"Как провести лето перед школой?"

Летний отдых с пользой для здоровья и развития личности ребенка....

Консультация для родителей "Как провести лето перед школой"

Консультация для родителей подготовительной группы "Как провести лето перед школой"...