Рекомендации родителям по воспитанию ребенка-аутиста
консультация

Харитонова Светлана Викторовна

Особенностями аутичного ребенка являются нарушение взаимодействия, отсутствие реакции на эмоции других людей, в том числе и близких. Предложенные советы и игры помогут родителям особенного ребенка создать комфортную для него обстановку, наладить с ним контакт в повседневной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_autistov.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка-аутиста.

Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должно быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.
Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Небезразличное, ласковое отношение к ребенку во время выполнения режимных моментов, обозначение эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствуют эмоциональному «заражению» малыша, что постепенно вызовет у него потребность в контакте и изменение своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.

  • Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте его к подражанию. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни. Так как дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на речь, стоит речевые проявления делать музыкальными: пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. Разговаривать с ребенком нужно спокойным (желательно даже тихим) голосом.
  • Предотвращайте проявления у ребенка тяжелых форм «чувства края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемым, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде. На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту.
  • Во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, исключая проявления гнева на его сопротивление. Учитывайте, что эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно устранять детское сопротивление различными стимулами. Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова. Используйте привлечение ребенка к игре без всяких требований, а только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже если ребенок не будет обращать на вас внимание.
  • Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, одобряйте такое его поведение.
  • Постоянно смягчайте недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремление к одиночеству и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Постепенно присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрешкой, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
  • Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением его имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
  • Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Это правило обеспечит ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее, какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур, обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовьте заранее.
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу, как только он демонстрирует такое поведение, выполняет вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение. Это называют положительным подкреплением желаемого поведения.
  • Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире, где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться . Эту зону можно выделить каким либо визуально понятным ребенку образом (цветом пола, разметкой границы зоны цветным скотчем) . При этом Вам надо предварительно убедиться, что там нет потенциально опасных предметов, которыми ребенок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.
  • Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения можно семейным чтением. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Хорошо прочитать, а затем обсуждать книгу. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Для развития положительного настроя аутичного ребенка на совместное общение и игру со взрослым проводите следующие игры:

«По ровненькой дорожке!»  Усадить ребенка к себе на колени, затем  ритмично подбрасывайте его, сопровождая движения потешкой. В конце игры сделать вид, что роняете ребенка.

«По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму— Бух!»

«Тушки-тутушки!»  Действия те же, что в предыдущей игре, только сопровождаются другими словами:

«Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки—

Бух!»

«Качели».  Предложить ребенку поиграть в качели. «Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели!» Сесть на диван или удобный стул, усадить малыша к себе на колени, лицом к лицу. Затем взять его руки в свои и расставить их в стороны, после чего имитировать ритмичные движения качелей — покачиваться из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка: «Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!»

Играть можно и стоя. Встаньте напротив друг друга, широко расставив ноги, возьмитесь за руки и раскиньте их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируйте движения качелей — вместе раскачивайтесь из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

«Часики».  Обратите внимание ребенка на настенные часы, затем предложите поиграть в часы. «Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!» Сядьте на пол, усадите ребенка к себе на колени лицом к лицу, возьмите его руки в свои (руки согнуты в локтях) и имитируйте ход часов — осуществляйте ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка: «Часики тикают: «тик-так! Тик-так!» Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм: часики могут тикать медленно и быстро.

«Догоню-догоню!» Предложите ребенку поиграть в догонялки. «Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!»

Ребенок убегает, а вы догоняете его. При этом не стоит спешить — дать возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем поймать малыша — обнять его, потормошить.

«Коза рогатая».  Проговаривать текст потешки, сопровождая ее движениями.

           «Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю,

Забодаю, забодаю!»

Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю»- «пободайте» ребенка.

«Ку-ку». Покажите малышу любую игрушку и спрячьте ее (за спину, под платок). Сопровождайте действия комментариями: «Ой! Кто это там прячется? Кто там?» Затем показать игрушку со словами: «Ку-ку! Это я, зайка (мишка, собачка) Привет!» Игрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

«Платочек». Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами: «Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!» Дайте ребенку возможность стянуть платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову. «Где же наш Ванечка (имя ребенка)? Ванечка, ты где? Ау!» После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

«Лови мячик». Возьмите в руки небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик, предложите ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу, когда взрослый и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо. «Давай поиграем в мячик. Лови мячик!»

Катите мячик по направлению к малышу. Затем побуждайте его катить мячик в обратном направлении, ловите мяч, эмоционально комментируя ход игры: «Кати мячик! Oп! Поймала мячик!»

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

«Прокатим игрушки». Катите машинки, шарики, мячики и т.д. по трубам, чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого конца.

«Хлопаем в ладоши!» Хлопаете в ладоши со словами:  «Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!» Затем предложите малышу похлопать в ладоши вместе с вами:  «Давай похлопаем в ладоши вместе». Если ребенок не повторяет действия, а только смотрит, взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если он будет сопротивляться, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

«Хлопушки». Покажите свои ладони малышу и предложите похлопать по ним, приговаривая:

«Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!»

«Чудесный мешочек». Положите в небольшой непрозрачный мешочек мелкие игрушки и предложите малышу доставать их. Когда достанет игрушку, назовите ее словом или звукоподражанием (в зависимости от уровня речевого развития ребенка).  Можно положить в мешочек предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Предложите ребенку, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать любой предмет, затем рассмотреть его. 

«Мыльные пузыри». Побуждайте следить за движением мыльных пузырей, затем покажите, как вы ловите мыльные пузыри, побудите малыша ловить пузыри с вами.

«Игры со свечкой». Установите длинную свечу, зажгите ее: «Смотри, свечка горит - как красиво!» Если ребенок испугается - отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Если ребенок попросит снова зажечь свечу, предложить ему подуть на свечку.

«Гуляем в темноте». Когда стемнеет, не включайте в квартире электрический свет, а зажгите свечу и походите с ней, освещая путь. Можно использовать вместо свечки фонарик. Перемещайте огонек фонаря на разные предметы в комнате, чтобы малыш глазами «передвигался» вместе с огоньком.

«Постучим, погремим!» Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Постепенно и осторожно приучайте ребенка к различному звучанию, следите за его реакцией

«Какая коробочка звенит». В упаковку от киндер-сюрпризов или небольшую непрозрачную коробочку положите любые предметы (сахар, бусины, скрепки, семечки, монетки), одну коробку оставьте пустую, встряхните, чтобы малыш услышал звук, дайте ему потрясти коробочку, скажите: «Звенит!», затем потрясите пустую коробочку, скажите: «Нет ничего, пусто!» Так по очереди предлагайте малышу коробочку с наполнителем и пустую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. Поэтому необходимо учмтывать индивидуальные различия мальчиков и девочек ...

Консультация для родителей «Как научить ребенка-аутиста есть самостоятельно»

Характерные для аутизма особенности поведения часто препятствуют овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Избирательность в еде, интенсивные двигательные стереотипии, расторможенность...

Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка – аутиста

Рекомендации и игры для родителей в домашних условиях по воспитанию ребенка – аутиста...

Рекомендации родителям по воспитанию детей «Рекомендации родителям о ПДД»

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения....

5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ, УЗНАВШИМ ЧТО РЕБЕНОК – АУТИСТ

1. Не пропустите тревожные признаки Еще до постановки точного диагноза важно не упустить время и начать раннее вмешательство. Чем раньше родители обратят внимание на первые симптомы у ребенка, указыва...

буклет "Советы для близких о воспитании ребенка-аутиста"

Советы родителям и близким ребёнка с растройством аутистического спектра....