Консультация "Особенности адаптационного периода детей в детском саду"
консультация (младшая группа)

Троякова Карина Александровна

Адаптация ребёнка в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._osobennosti_adaptatsionnogo_perioda.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптационного периода

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

2 этап – приход в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.

Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние Ребенок уже может  без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.

Воспитатель должен поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Примерный адаптационный режим (график посещения)
для детей, впервые поступающих в дошкольное учреждение.

Общая длительность пребывания

Участие в играх

Участие в прогулке

Прием пищи

Участие в занятиях

Укладывание на сон

1-я неделя

1-й день

10-20 минут

+

+

2-й день

20-40 минут

+

+

3-й день

40-мин. –
1 час 20 мин.

+

+

+

4-й день

2-3 часа

+

+

+

+

5-й день

2-3 часа

+

+

+

+

2-я неделя

С 6-го по 10-й день

3-5 часов

+

+

+

+

3-я неделя

5-7 часов

+

+

+

+

+

Задачи воспитания на адаптационный период

1.Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3.Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

До приема детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп . Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

 Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации (см. приложение №1)

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах

Игры с детьми в период адаптации

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

  1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения

с малознакомыми взрослыми и детьми

 «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).

2.        Игры на формирование эмоционального контакта и доверия

«Мяч»

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять –

Хорошо мне с ним играть!              Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.

 «Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».

Работа с родителями

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью необходимо разработать перспективный план по работе с родителями:

Перспективный план работы с родителями на адаптационный период

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Презентация детского сада

• Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада.

 • Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.

 • Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду

Анкетирование "Давайте познакомимся» «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

• Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье

Консультация «Первый раз в детский сад» Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

• Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.

 • Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей

  • Консультирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви;  гигиенические требования к одежде; формирование кгн.

Консультация «Все о детском питании»

• Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома

Родительское собрание

• Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.

• Выборы родительского комитета группы

Памятки.

Рекомендации родителям,  на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад

Мониторинг

Мониторинг проходит по нескольким направлениям:

– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность)

– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка:

Лист наблюдения в период адаптации 

                                                                                          

Адаптационные   данные

Дни   наблюдений

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128

Настроение

Аппетит:

- завтрак;

- обед;

- полдник

Сон:

- засыпание;

- продолжительность

Активность   в игре, речи

Взаимоотношения:

- со сверстниками;

- со взрослыми

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период детей в детском саду.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:...

Адаптационный период детей в детском саду.

В данном материале предложены рекомендации для родителей по адаптации детей в первые дни посещения детского сада....

Театрализованные игры в адаптационный период детей в детском саду.

Тема моего выступления «Театрализованная  деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста». Проработав не первый год с детьми от 2- х до 3- х лет постоянно сталкиваюсь с...

Консультация для родителей «Адаптационный период к условиям детского сада у детей раннего возраста»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...

Рекомендации для родителей на тему " Адаптационный период детей в детском саду"

В статье даны рекомендации для родителей детей раннего возраста по адаптационному периоду в детском саду...

Рекомендации родителям в адаптационный период детей к детскому саду

Рекомендации родителям в адаптационный период детей к детскому саду...

Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста. Проект

Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора....