Игры по технологии ТРИЗ
картотека (старшая группа)

Светлана Юрьевна Михайлова

Игры по технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры по технологии ТРИЗ45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по технологии ТРИЗ

 №1

Кто-кто в теремочке живет?

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

 - Тук, тук, кто в теремочке живет?

 - Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

 - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

 Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то

 не может ответить, то помогают остальные дети.

 №2

"Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов.

Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?

Ход: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь

 Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.

 Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

 - Ой!

 - Что случилось?

 - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?

       Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все остальное и  т. д.

2.Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши

 - Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например,

кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится

 Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

 

№3

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Примечание:  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

 

№4 Поиграем…

На что похож абажур?

На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

На что похожа улыбка?

 На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

На что похож половник.

На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон и так далее.

На что похож дождь?

 На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

На что похожа иголка?

На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

На что похож звук "Р"?

На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.

((( Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию)))

 

№5

Игра «Раньше – позже»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая  медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Или, Ход: Ведущий называет какую-либо  ситуацию, а дети говорят, что было до этого  или, что будет после.

Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка ( мама кормила свою дочку).

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

 №6

Игра «Гирлянда»

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

- Лягушка какая?

Ребенок отвечает: - Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

- Зеленая кто (что)?

Ребенок отвечает: - Трава.

- Трава что делает? (растет)

- Растет что (кто)? (ребенок)

- Ребенок какой? (веселый)

- Веселый кто бывает? (клоун)

- Клоун что делает? (смеется)

И т.д.

 

№7 поиграем «Гирлянда»

Бабочка что делает?...........

 

№8

«Найди друзей»

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?

Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

 «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

 

№9

Игра"Хорошо-плохо".

 Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.                                                                                                                                                        Ход игры. 1 вариант:

 В: Съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету – плохо. Почему?  

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо – почему?".

 №10 поиграем

Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

 Огонь - это плохо. Почему?

Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Листопад - это хорошо?

Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

Листья под ногами - плохо. Почему?

Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

 

№11

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

  Я – лягушка. Я умею прыгать.

  Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

  Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Поиграем……………..

 №12

«Метель»

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель,

словно чудо карусель,

Все дорожки замела.

Нам в подарок принесла…

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

«Что это такое?» (для детей младшего возраста) 

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.

Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать  должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы  детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается

 №13

«Перевирание сказки».

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».

Дети: «Не жёлтая, а Красная!».

Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»

Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи

№14

«Что было потом».

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»

НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

№15

Моделирование сказок

        В начале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

           На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактической игры по технологии ТРИЗ "Достопримечательности Энгельса"

дидактическая игра по технологии ТРИЗ с использованием "кругов Луллия" на тему: "Достопримечательности Энгельса"...

Игра по технологии ТРИЗ для средней группы "Что сначала-что потом"

игра по установлению причинно-следственных связей...

Игры по технологии ТРИЗ

Инновационные технологии в развитии ребенка...

Игра по технологии ТРИЗ «Лесной исследователь»

Игра предназначена для детей от 3-х лет.Цели и задачи:Обучать  работе с признаками объектов и значением этих признаков , учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей прилагательными ...

Развитие речи в игре средствами технологии ТРИЗ

Развитие речи в игре средствами технологии ТРИЗРечь ребенка как важнейший инструмент общения и познания окружающего мира должна быть живой, эмоциональной, выразительной, связной, обогащенной различным...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".

Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....