Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».
методическая разработка (старшая группа)

Генрих Ирина Владимировна воспитатель

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;

формирование педагогической культуры родителей.                                     

 

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: семинар – практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu_rech_4-5_let.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе

Слайд № 1

 «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;

формирование педагогической культуры родителей.        

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: семинар – практикум.

Ход мероприятия 

Игра «Давайте поздороваемся».        

Здороваться надо определенным образом:

Музыка звучит – все гуляем по залу.

Музыка останавливается 1 раз – здороваемся за руки, с тем, кто окажется рядом.

2 раз – здороваемся плечиками.

3 раз – здороваемся спинками. Разговаривать запрещается.

Слайд № 2

 От двух до шести лет ребенок напоминает нам ларчик, который открывается непросто. В нем столько спрятано возможностей, что нам и не перечесть. И от нас, взрослых зависит, как эти возможности и способности ребенка будут развиваться.
Слайд № 3 

Цель собрания:

Познакомить родителей с играми и упражнениями,  которые направлены на  развитие речи. 

Слайд № 4

Речь -  это все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям. 

Слайд № 5 

Особенности развития речи детей 4-5 лет.

  Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

   Значительно улучшается звукопроизношение. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

 В 5 лет  ребенок знает около 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

        Слайд № 6

   Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но всё еще мало.

  Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

  Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

  Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

  Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.

Слайд № 7

Основные задачи развития речи, решаемые на протяжении всего дошкольного возраста:
-формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам);

- формирование правильного звукопроизношения, правильного речевого дыхания;

-обогащение словарного запаса;

-обучению рассказыванию, связной речи;

-развитие коммуникативных умений. 

Слайд № 8

   Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности. Существует много различных игровых приемов и упражнений, направленных на развитие речи. 

Слайд № 9

Факторы успешного развития речи ребёнка:

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста.

От общения ребёнка со сверстниками.

От чтения детям художественной литературы.

От строения артикуляционного аппарата.

От речи взрослых (как образец для детей).

От развития мелкой моторики.

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками. 

Слайд № 10

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

   Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

  В качестве основного «проводника» в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. 

Слайд № 11

2. Общение ребёнка со сверстниками.

  Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок «фотовыставка». Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

Слайд № 12

Чтение детям художественной литературы.

  Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.

 Слайд № 13

 Читайте веселые стишки, потешки и сказки по несколько раз. Когда ребенок хорошо ознакомится с текстом, делайте паузу в конце строки, побуждая малыша закончить фразу.

   Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

  Загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

Слайд № 14

Большое внимание уделяйте рассказыванию:

Составлению творческих рассказов

Составлению рассказов по картине, по серии картин

Пересказам

Разыгрывание сценок, сказок. Разыграйте простую сценку или знакомую сказку с любимыми игрушками малыша. После сценки спросите ребенка, что он видел и что ему понравилось.  

Слайд № 15

 Строение артикуляционного аппарата.

   Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и рече двигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. Используйте АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ.

Слайд № 16 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Это самые популярные  упражнения, которые рекомендуют логопеды, и вы с легкостью можете их освоить. У этих упражнений привлекательные названия. Они настраивают малыша на игровой, а не рабочий лад. 

Слайд № 17

«ЧАСИКИ»

 Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Слайд № 18

«ФУТБОЛ»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Слайд № 19

«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Слайд № 20

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд № 21

ЧИСТОГОВОРКИ

Что способствует улучшению звукопроизношения – это чистоговорки, скороговорки.
РА-РА-РА! РА-РА-РА!
  НОЧЬЮ  СПЯТ  ВСЕ  ДО УТРА.
ЛО-ЛО-ЛО!  ЛО-ЛО-ЛО!
  ЕДЕМ  К БАБУШКЕ В СЕЛО.
БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ!
  В ЛЕС  С КОРЗИНОЙ  ПО ГРИБЫ.
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА!
  ЕСТЬ У РЕЧКИ БЕРЕГА.

Слайд № 22

СКОРОГОВОРКИ
* ВО ДВОРЕ СТОИТ  ЗАБОР
  НА  ЗАБОР ПОЛЕЗ  ЕГОР.
   *НА  ГОРЕ  АРАРАТ
    РАСТЕТ КРУПНЫЙ  ВИНОГРАД.
*НА  ДВОРЕ  ДРОВА  
 ТОПОРАМИ   РУБЯТ.
   *ОРЕЛ  НА ГОРЕ, ПЕРО  НА  ОРЛЕ.
Слайд № 23

 Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры. Очень эффективны пальчиковые игры для развития умений рассказывать, пересказывать, вести диалог. Также они способствуют улучшению координации движений рук.
Слайд № 24

Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

 Игра - критерий нормальности ребёнка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

Слайд № 25

Игровые упражнения

« Скажи ласково»: шапка-шапочка, утка-уточка.

«Один - много»: утенок - утята, гусенок - гусята, носок - носки.

« Горячо – холодно»

Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Например: Горячий – холодный. Хороший – плохой. Умный – глупый

Весёлый – грустный. Острый – тупой.  Гладкий – шероховатый

Слайд № 26

7. Совместное пение с ребёнком.

  Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

Слайд № 27

8. Дыхательные упражнения.

  Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности).

 Мастер – класс  «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

 «Нетрадиционное рисование «Кляксография», как средство развития воздушной струи».

Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.

На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

    Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Технология изображения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец, не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

В такой технике можно рисовать задуманный сюжет, либо посмотреть, что получится по ходу рисования.

Предлагаю, Вам самим, попробовать, что-нибудь нарисовать и посмотреть, что же получится.

Работы родителей.

Слайд № 28

 «Речь ребенка-это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным».

  Слайд № 29

 Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают.

    Ребенок станет комплектовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении.

    Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если вовремя, в дошкольном возрасте уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Заключительная часть собрания — блиц-опрос для родителей

«Речь развиваем, про игру не забываем!» — «Чудесный цветок» (изготовлен детьми). Родителям раздаются цветы, с обратной стороны которых родители пишут ответы на вопросы:

Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

Какие пальчиковые игры Вы знаете?

Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

Какую последнюю книгу Вы читали с ребёнком?

Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.

Как вы думаете, как игрушки могут способствовать развитию речи?

О чём (последнее) фантазировал Ваш ребёнок?

Обсуждение и анализ ответов родителей.

В конце встречи мы благодарим родителей за время, проведённое вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в средней группе. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего д...

Родительское собрание в старшей группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5-6 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;формирование педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в средней группе "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...