Главные вкладки

    Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»
    материал (средняя группа) на тему

    Юрьева Юлия Евгеньевна

    создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx33.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

    «Детский сад «Сказка»

    Родительское собрание в средней группе

    «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

    Подготовила  воспитатель: Юрьева Ю.Е.

    Сухиничи, 2018г.

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

    Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

    Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

    Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

    Участники: воспитатель, родители.

    План проведения:  

    • Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
    • Прослушивание видео  - записи детей «Как читают стихи наши дети» (средняя в сравнении)
    • Консультация «Речевое развитие в семье»
    • Выступление воспитателя «Характеристика речи детей 5 года жизни»
    • «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

    Ход мероприятия

    Воспитатель: -Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

    Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

    Бежит среди камней чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать её поток

    И восклицать: - О! как же ты красива!

    Е.Щукина.

    Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

    - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

    - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

    Основные задачи речевого развития детей:

    - овладение нормами и правилами родного языка;

    - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

    Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

    Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

    - Сейчас я предлагаю вам давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

    Родители: ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

    - Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки.

    - А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка? (ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.)

    Воспитатель: А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

    Родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

    -Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку? (перечисляют сказки, где встречается кошка или кот – «Кот в сапогах»«Кошкин дом»«Репка» и т. д.)

    А сейчас мы с вами рассмотрим особенности развития речи детей средней группы.

    Игра с загадками

    Загадки отгадывают и выставляют отгадки (собаку, кошку, мышь, и репку)

    1. Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака)

    2. Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (кошка)

    3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).

    4. Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

    Воспитатель: -Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите  личный пример.

    Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

    • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
    • Общения ребёнка со сверстниками
    • Строение артикуляционного аппарата
    • Речь взрослых (как образец для детей)
    • Развитие мелкой моторики
    • Чтение детям художественной литературы
    • Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

    Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

    - Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

    - Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

    Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

    -Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)

    - Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

    Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь  детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

    - советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

    Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

    Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

    Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

    Воспитатель: -А сейчас предлагаю прослушать чтение стихов детьми - какие изменения в речи детей произошли?

    - Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

    - Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

    Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

    Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и  упражнения.

    Характеристика речи детей пятого года жизни

    - Главное направление  в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение  связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

    Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

    В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

    • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
    • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
    • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

    - Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения,  не могут  связывать между собой предложения и части высказывания.

    Воспитатель: -А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать,  как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

    Воспитатель: - Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.

    1.Станция «Творческая».

    Подберите эпитеты к словам:

    - снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),

    - человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),

    - ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

    - дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

    - луна (яркая, растущая и т.д.).

    1. Станция «Сказочная».

    Воспитатель: Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка поможет скоротать время, сблизить ребёнка и родителей.

    Рассказывайте, читайте детям сказки. Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

    1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(«Колобок»)

    2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! («Репка»)

    3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! («Теремок»)

    4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! («Курочка ряба»)

    3.        Станция «Ловкие пальчики»

    Воспитатель: Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

    2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).

    «Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».

    1. Станция «Игровая».

    Игры для формирования звукопроизношения.

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры.

    Речевая игра «Вьюга»

    Воспитатель:  показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

    «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

    Речевая игра «Насос»

    Воспитатель:  предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

    Чистоговорки:

    Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)

    Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)

    Бублик, баранку, батон и буханку

    Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)

    Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

    Жу-жу-жу молоко дадим ежу

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки

    Итог родительского собрания:

    - родители задают вопросы на уточнение;

    - анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.

    Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания.

    Решение текущих вопросов.

    Подведение итогов. 

    К концу года дети средней группы могут:

    • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
    • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
    • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
    • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
    • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого,  повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
    • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
    • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

    ЦельДать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;Заинтересовать проблемой;Приобщить к игре ребенка в условиях семьи;Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ...

    Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

    Представлен методический и практический материал по игровой деятельности дошкольников...

    Сценарий родительского собрания в средней группе. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

    Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

    Выступление на родительском собрании в средней группе.«Роль семьи в речевом развитии ребенка».

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием р...

    Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в формировании звуковой культуры дошкольников»

    Тема: «Роль семьи в формировании звуковой культуры дошкольников»...

    Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

    Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего д...