Развиваем речь ребенка летом
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Общайтесь  с ребенком на прогулке, на даче, на кухне! Создавайте атмосферу игрового творчества! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_rebenka_letom.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь ребенка летом!

 Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Как проводить домашнее занятие по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение, детские книжки с картинками, игрушки, мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода общения с вашим ребенком!

На прогулке. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. А именно это работа по лексическим темам: «Времена года», «Домашние животные», «Транспорт», «Деревья», «Цветы», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Птицы» и т.д. Объясните, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела, какой транспорт проезжает мимо, во что одеты прохожие и так обо всём, что вы встретите по дороге. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок с хорошей речью.

Не оставляйте без ответа любой вопрос вашего чада. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки  и слова произносите чётко и  ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую  речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.  

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:

- Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.

Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребёнка.  

Уважаемые родители, общайтесь с ребенком в игре и через некоторое время Вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды. Желаем успехов!