Консультация для родителей «Познавательное лето»
консультация

Гордеева Екатерина Александровна

Консультация для родителей " Позновательное лето"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_poznavatelnoe_leto.docx105.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Познавательное лето»

 

       В летний период окружающий мир разнообразен, удивителен и завораживает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте и гармонии природы, ее разнообразию и гармонии.       Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть»

и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается ежедневно, кропотливой работой взрослых. Ребенок – это часть природы, он постоянно взаимодействует с окружающим миром.  Однако дети подчас не замечают многого, порой их восприятие бывает частичным, фрагментарным и неполным. И потому в сложном процессе познания окружающего мира велика роль взрослых, от родителей до педагогических работников в детском саду. Детей нужно научить «видеть» и «слышать» природу.  Освоение окружающего мира происходит через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких людей. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, и конечно же – дома, он вырастит бездумным, жестоким, не способным чувствовать, сопереживать.  

Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, может испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п.  

К примеру, ребенок  видит красивый цветок и хочет его сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ромашка завянет и умрет. Она нас не встретит завтра на этой тропинке. И это будет печально». Так мама формирует у малыша доброе, нежное чувство и одновременно ответственное отношение - чувство любви и сопричастности ко всему живому.

Взрослый может пользоваться разнообразными методами и приемами для активизации у ребенка добрых чувств и поступков по отношению к природе: не сорвать лист с дерева, не раздавить кузнечика, не развести на поляне костер и т.д.

Общаться с объектом живой природы (тактильные ощущения, визуальный контакт, оказание посильной помощи) необходимо, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как рябинка гладит тебя своими веточками, за то, что ты не обидел ее, поступил с ней по-человечески».

Вводите в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывайте о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например,  березонька – красна девица, травушка-муравушка, река-матушка, облакобарашек и т.п.

Взрослые открывают своим детям и воспитанникам свойства вещей и особенности явлений, развивают и уточняют их представления о мире вокруг них. Направляя детское восприятие, они раскрывают все разнообразие свойств предметов и явлений живой и неживой природы в повседневной жизни. Одновременно не следует сводить общение с детьми к излишнему морализаторству, не превращать общение с детьми в менторство и занудство.

Основное – это дать возможность детям замечать необычное в повседневном, сопровождать чувственное познание не только словом, но и положительными эмоциями и т.д.  К шести годам решение этих задач уже доступно ребенку.  

        Помощником         образного         отражения

явлений природы в слове является художественная литература.  Дети  читают и слушают рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Л.Толстого и других авторов.  

Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен показывать ребенку особенности природы, которые интересны в летний период: многообразие цветов, оттенков зелени, запахов. Нужно прививать ребенку способность жить в гармонии с окружающим миром, не десссонировать с ним.

 

Советы родителям:

  • Чаще бывайте с ребенком на природе.
  • Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
  • Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.           - Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
  • Учите исправлять свои ошибки при общении с живым миром.
  • Используйте положительные примеры из жизни и литературы при воспитании         ребенка.           - Почаще организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  • Мастерите с детьми поделки из природных материалов.
  • Поощряйте экспериментирование детей.
  • Играйте с детьми на прогулке и дома.

1.Найди по описанию: 

Цель:         закрепить         представление         об особенностях внешнего вида растений, учить детей

самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением растений.

  1. Горячо — холодно. 

         Цель: поддержание положительного интереса к живой природе, закрепление их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

          Условие: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

  1. Лото «Что, где растет?» 

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.  

  1. Скорая помощь (экологическая игра на природе). 

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы:         палочки,         веревочки,         тряпочки, ножницы.

  1. Юные художники 

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

  1. Следопыты 

Цель:         развивать         познавательный         интерес         к         живой         природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

  1. Экспериментирование с бумагой, деревом, камнем, цветными стеклышками, зеркальцем, с песком. 

Цель: развитие творческого начала при работе с различными материалами, ознакомление с их свойствами. Создание оригинальных, неповторимых поделок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Познавательное лето"

Лето-идеальная пора для игр и прогулок на свежем воздухе.Разнообразие и доступность природного материала летом,подсказывает варианты игр во время прогулки с детьми....

Консультация для родителей "Познавательное лето"

Консультация для родителей "Познавательное лето"...

Консультация для родителей "Познавательное лето"

   В летний период окружающий мир разнообразен и удивителен. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте природы, ее разнообразию и гармонии. Умение «...

Консультация для родителей « Познавательное лето»

Консультация для родителей " Познавательное лето"...

Консультация для родителей:"Познавательное лето".

Лето – благодатная пора для расширения у детей представлений об окружающем мире, словарного запаса и развития любознательности. Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в ...