Конспект мастер-класса для родителей (законных представителей) группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет № 7 (по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы»)
материал (подготовительная группа)

Татьяна Насруллаховна Абдулкадирова

Конспект мастер-класса

для родителей (законных представителей)

группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет № 7

(по реализации дополнительной общеобразовательной

программы «Шахматы»)Использование дидактических игр при обучении детей игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_tanya.docx881.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

для родителей (законных представителей)

группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет № 7

(по реализации дополнительной общеобразовательной

программы «Шахматы»)

Использование дидактических игр при обучении детей игре в шахматы

Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы;
  •  формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.

Оборудование и материал: проектор, ноутбук, презентация, волшебный мешочек, мяч, шахматная доска, шахматы, стол.

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_175044.jpg

Ход мастер-класса.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! В нашем саду дети проходят обучение по разнообразным дополнительным программам как платным, так и бесплатным. Одной из дополнительных бесплатных программ является "Обучение детей шахматам".  Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат. 

Воспитатель. Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка. Почти все исследователи отмечают, что у детей, которые занимались шахматами, в дальнейшем отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.

Воспитатель. Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка.

Воспитатель. Да, да и еще раз да. Шахматы это универсальный тренажер для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_175024.jpgВоспитатель. Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Воспитатель. Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Воспитатель. Существует много принципиально различных подходов к обучению шахматам. Один из видов – это игра. 

Воспитатель. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_175901.jpgВоспитатель. Для ребенка игра - это самое интересное и захватывающее занятие. В процессе игры дети незаметно для себя познают мир, развивают свои способности и обретают различные навыки. Многим из них не надоедает играть, даже когда они обзаводятся собственными детьми. Правильно организованная игра творит чудеса. Благодаря игре ребенка можно обучить, воспитать, перевоспитать, развить определенные черты характера (находчивость, сообразительность, инициативу), усовершенствовать навыки или подготовить к школе.

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_175436.jpgВоспитатель. Погружаясь с азартом в игровой процесс, дети незаметно для себя решают важные дидактические задачи. С раннего возраста дидактические игры решают важную педагогическую роль. Сначала их дома используют родители. Затем к процессу подключаются педагоги дополнительного образования. Удобные дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс и являются эффективным средством в достижении поставленных целей.

Воспитатель. Сейчас на практике я покажу использование некоторых дидактических игр, которые я использую  при обучении детей игре в шахматы.

Шахматные фигуры

Цель: знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания.

 «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. 

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_175340.jpg«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей  описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.

«Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет  одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).

Воспитатель. Следующие игры помогут детям запомнить расстановку шахматных фигур. 

Начальная расстановка фигур.

Цель: знакомство с начальной расстановкой  фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

Дидактические игры и задания.

«Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 

Воспитатель. Эти и многие другие дидактические игры можно использовать при знакомстве детей  шахматными фигурами, с их расстановкой.

Воспитатель. Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным миром, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_180236.jpgВоспитатель.  Как ходит пешка?

Родители. Пешка ходит прямо.

Воспитатель.  Верно.  Где стоят ладьи на доске до начала игры?

Мама Карима. Ладьи стоят по углам.

Воспитатель. Между какими фигурами на доске стоит конь?

Мама Айнара. Конь стоит между ладьей и слоном.

Воспитатель. Правильно. Как раньше назывался слон?

Мама Кати Логвиненко. Раньше слон назывался офицером.

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_175309.jpgВоспитатель. Какая фигура может перепрыгивать через фигуру?

Мама Дарьи. Перепрыгивать через фигуры может конь.

Воспитатель. Все правильно. Я надеюсь, загадки и игры не были для вас сложными. Спасибо за активность.

Воспитатель. Уважаемые родители! Наше путешествие по шахматному миру подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас за участие в мастер-классе. 

C:\Users\Фазил.000\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210210_180400.jpgВоспитатель. В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.

 

Мама Мухаммада. Спасибо вам за сегодняшний вечер, за игры, которые вы провели. Многие из нас играть не умеют, но благодаря вашему мастер-классу у нас появилось желание обучиться игре шахматам. 

Воспитатель. Спасибо за высокую оценку. Я рада, что смогла зажечь в вас желание обучиться игре шахматам. До свидания!

Родители. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по реализации образовательной программы ДОУ

Учебная рабочая программа разработана на основе: образовательной программы ДОУ и комплексной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, дополнительных вариативные и авторских программ ДОУ: «Свет...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

Привлечение родителей (законных представителей) группы "Брусничка" МБДОУ "Детский сад №4 "Снежинка" ГО "Жатай" к образовательной деятельности

Взаимодействие с родителями строит на принципе сотрудничества, при этом решаются приоритетные задачи:повышение педагогической культуры родителей;приобщение родителей к участию в жизни группы и детског...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год срок реализации 1 учебный год

Рабочая программа по развитию детей средней группы (далее Программа), разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовател...