Консультация для родителей "Адаптация к детскому саду"
консультация

Лёвина Ирина Евгеньевна

Консультация для родителей "Консультация к детскому саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_dou.docx235.92 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Home\Desktop\pngtree-education-young-child-training-enrollment-image_32837.jpg

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. А есть эмоционально чувствительные и соматически ослабленные дети, для которых адаптационный период затягивается на месяцы. Он сопровождается постоянными слезами, обостренной привязанностью к маме, частыми ОРЗ и инфекциями, депрессивными реакциями – заторможенностью, вялостью, безучастностью. Важно понимать, что примерно до трех лет активная социализация ребенка «не предусмотрена» природой. Главный источник и стимул развития в этот период – общение с мамой. Потому, если у ребенка есть проблемы со здоровьем, лучше отдать его в детский сад, когда он немного подрастет.

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма.

У некоторых малышей в период адаптации нарушаются сон (не могут заснуть, сон кратковременный и быстрый), аппетит (в детском саду много новых блюд), пропадают ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным, наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания: плачут, зовут маму, прячутся от детей).

И поэтому, если вы приняли решение и уже в ближайшее время ваш ребёнок пойдет в детский сад, то постарайтесь вместе с педагогами помочь ему, быстрее и легче привыкнуть к новым условиям и требованиям.

  • Чтобы помочь ребёнку, приблизьте домашний режим к режиму детского сада.

На режим детского сада нужно перейти минимум за месяц. Причина в физиологии малыша. Если ребенок привык обедать в час дня, то к этому времени у него начинает вырабатываться желудочный сок и он испытывает чувство голода. Такой малыш не захочет кушать в 11:30, когда в ясельной группе начнется обед. Потом, к часу дня, он проголодается и не сможет уснуть в тихий час или будет постоянно просыпаться и плакать. Таким же образом на ребенка повлияет смещенное время дневного сна. Заранее внимательно познакомьтесь с режимом детского сада. Максимально приблизьте к нему домашний.

Укладывайте и поднимайте ребенка ежедневно в одно и тоже время. Это поможет вам избежать плохого утреннего настроения и проблем с укладыванием на ночь, а также обеспечит возможность активно бодрствовать во время пребывания в детском саду.

C:\Users\Home\Desktop\60833104_139138733926135_6405134008979554304_n.jpg

  • Расскажите педагогам об особенностях и привычках ребёнка.

Если ваш малыш что-то категорически не ест дома, сообщите об этом воспитателям. Насильное кормление нелюбимой пищей может быть источником сильного стресса для детей. Обязательно расскажите педагогам и о других особенностях и привычках ребенка. Эта информация поможет воспитателям быстрее найти индивидуальный подход к ребёнку, а значит, малыш будет чувствовать себя комфортнее в непривычной обстановке.

  • Следите за своим эмоциональным состоянием. Ваше беспокойство, скорее всего, передастся ребенку.

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние. Настройтесь спокойно и оптимистично. Родители  заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего,  вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

  • Ребенок сам захочет в детский сад, если вы правильно о нём расскажете.

Постарайтесь объяснить, что такое детский сад, зачем детям надо туда ходить, почему вы хотите, чтобы он туда пошел. Например: «Детский сад – это огромный дом для маленьких деток. Их туда приводят родители, чтобы они могли вместе покушать, поиграть и погулять. Пока ты будешь там, вместо меня о тебе будет заботиться Татьяна Владимировна (воспитатель). Она покажет тебе много-много игрушек, детскую площадку, песочницу, научит играть с другими детками в разные игры».

Ближайшие три месяца повторяйте ребенку две установки. Первая: «Мамы и папы ходят на работу, а все детки твоего возраста ходят в детский сад». В этой фразе нужно сделать упор на слове «все». Вторая: «Дети в садике не живут, их родители приводят туда по утрам, а вечером забирают домой». Делаем упор на «не живут».

Всякий раз, когда вы идете с ребенком мимо детского сада, напоминайте, как ему повезло, ведь совсем скоро он будет сюда ходить. При ребенке говорите близким, как гордитесь им, ведь его взяли в садик. Скоро ребенок сам начнет хвастаться садиком.

Чтобы ребенок был готов к детскому саду, говорите с ним о будущем распорядке дня – чем и в какой очередности он будет там заниматься. Детей пугает неизвестность, и чем подробнее вы опишете режим, тем спокойнее ребенок будет себя чувствовать. Переспрашивайте у него, помнит ли он, что произойдет после прогулки, куда следует сложить вещи, кто ему поможет раздеться, что будут делать дети после обеда.

  • Утром обсудите с ребенком предстоящий день.

Старайтесь провести утро без суеты, в привычном для ребенка ритме. Пока собираетесь в детский сад, разговаривайте с ним. Поговорите с малышом об играх с песочком – если он любит гулять. Спросите, кто в детском саду будет есть кашку, если ребенку доставляет удовольствие прием пищи.

  • Придумайте ритуал прощания, приятный для вас и ребенка.

Ритуал прощания – ваши действия и слова, которые транслируют ребенку посыл, «я сейчас уйду, но обязательно вернусь» и, самое главное, «я тебя люблю». Ваша задача – использовать ритуал каждый раз, когда вы куда-то уходите. Не убегайте, пока малыш не видит, не обманывайте его. Обнимайте и целуйте у дверей, говорите, когда вернетесь.

Для ребенка важна стабильность. Он видит, что изо дня в день вы куда-то уходите, прощаетесь у порога и каждый раз возвращаетесь. В детском саду ритуал поможет ему быть спокойнее, когда утром вы оставите его в группе. Конечно, ребенку будет грустно, в первое время он будет плакать и скучать. Но психологически он будет готов, ведь вы уже много раз доказывали ему – вы каждый раз приходите обратно.

Маме ритуал также  помогает психологически подготовиться к тому, что придется отпустить малыша. Часто происходит ситуация, когда после прощания с мамой малыш плачет и воспитатель общается с ним, придумывает игры, чтобы его отвлечь.

Но как только малыш отвлекается, мама вдруг вспоминает, что забыла положить ему носовой платочек, и заглядывает в группу. И ребенок заново испытывает тот же стресс.

В другой ситуации мама тоже вспоминает про  условный платочек, но не возвращается, потому что знает о последствиях. Она весь день корит себя, чувствует вину. Такая мама тоже не научилась отпускать ребенка. Не переживайте и сохраняйте уверенность, ведь все будет хорошо.

Не убегайте сразу, прощайтесь каждый раз одним и тем же способом. Четко проговаривайте, во сколько вернетесь: «Ты погуляешь, пообедаешь, и я приду за тобой». Сразу уходите. И запомните: малыш имеет право расстраиваться и плакать, когда вы уходите, ведь он вас очень любит. Это нормально.

  • В период адаптации ребенок находится в состоянии эмоционального напряжения. Важно помочь ему научиться его снимать.

Нервная система у маленьких детей очень чувствительна, поэтому они легко устают от большого количества новых впечатлений, а также от шума (громких голосов, музыки, плача других детей). Эмоциональное напряжение у ребенка связано с необходимостью постоянно находиться среди сверстников и чужих взрослых, а также отстаивать свои права – на игрушку, территорию, желаемое поведение. У кого из детей напряжение находит выход в слезах или агрессивны формах поведения, а у других накапливается. Если его не снимать, то со временем оно может привести к истощению организма и выразится в апатии, утомляемости, частых ОРВИ, обострении хронических заболеваний.

Важно понимать, что капризничает и разражается ребенок после детского сада, потому что он устал. А агрессия, упрямство и истерика – это доступный способ для малыша выразить свои чувства

Помогайте своему ребенку снять напряжение после детского сада. Когда вы забираете ребенка из детского сада – не спешите. Обнимите его, позвольте посидеть несколько минут на руках, почувствовать ваше присутствие. Не отвлекайтесь в этот момент на разговоры с воспитателями или другими родителями. Это может вызвать протест у ребенка, и вы сами будете ругать его за непослушание. 

После детского сада немного пройдитесь по улице. Побудьте с ребенком вдвоем или втроем, если забираете его вместе с папой. Это позволит ребенку переключиться на семейную обстановку. Во время вечерней прогулки помните, что магазины и гости, длительные остановки со знакомыми – это дополнительные источники раздражения для ребенка.

  • Дайте ребенку пространство для выхода эмоций.

Например, оборудуйте дома уголок, где ребенок сможет поваляться, попрыгать, покидать мячики. Выделите место, где без вреда для интерьера можно рисовать красками, лепить из пластилина, играть с песком. Поставьте маленькую детскую палатку или шалашик, чтобы ребёнок мог при желании спрятаться и побыть один среди любимых игрушек.

Когда вы выбираете способы для расслабления, обязательно обращайте внимание на особенности вашего малыша, следите за его реакциями. Помните, что общение должно быть искренним и приносить радость и вам, и ему.

  • Навыки самообслуживания помогут ребёнку установить личные границы

Умеет ли ваш ребенок сам снимать носочки, колготки, шортики или юбочку, сандалики? Ребенок, который уже научился, сможет беспрепятственно пользоваться горшком. Малыш без этих навыков будет ждать, когда кто-то из взрослых его разденет и посадит, а в группе много детей. Проверьте одежду. Даже если ребенок умеет снимать ее, но она тугая и неудобная – он может не справиться, будет мучиться с пуговками, тугими резинками и может не успеть, написать в штанишки. Так у ребенка может возникнуть негативная реакция на горшок в детском саду.

Ответьте на вопрос: «Мой ребенок кушает самостоятельно или он только пережевывает пищу, а ложкой орудует мама?» Ребенок, который хорошо держит ложку и активно пользуется ею, не будет испытывать стресс во время приема пищи. Ему не придется ждать, пока его покормит малознакомая тетя. Воспитатель и младший воспитатель докармливают всех, кто не берет ложку, но не каждый ребенок к этому готов. Поэтому задача родителей - помочь ребенку быть самостоятельным, когда он ест.

Расскажите малышу, что в детском саду после обеда все ребята ставят свои стульчики в кружок и раздеваются, аккуратно складывают одежду на стульчик и идут в свою кроватку. Научите ребенка просить помощи в тех случаях, когда он не может что-то снять самостоятельно, и поощряйте, когда у него будет получаться. Когда станете учить ребенка, заодно протестируйте его одежду на удобство. На первые месяцы уберите из гардероба вещи, которые можно снять и надеть только с помощью взрослого. Ведь наша главная задача – научить навыкам самообслуживания, а красивые сложные наряды можно достать чуть позже.

Задание для мам

Научите ребенка раздеваться и аккуратно складывать вещи на стульчик. Заодно проверьте его одежду – насколько удобно будет малышу снимать и надевать ее самостоятельно.

Задание для пап

Купите и повесьте в доме два пластиковых крючка на уровне плеч ребенка – в ванной для полотенца и в прихожей для верхней одежды. Приучайте ребенка вытирать руки после мытья и самостоятельно вешать полотенце на крючок. Помогайте снять верхнюю одежду, но учите вешать ее на крючок без вашей помощи.

  • Переход на горшок от памперсов пройдёт без стресса, если соблюдать правила

Навык сформирован, только если ребенок без напоминаний, осознанно садится на горшок. Если вы каждый раз просите ребенка, используете определенные слова или звук воды – сформирован не навык, а условный рефлекс. В стрессовой ситуации при адаптации к детскому саду ребенок начнет игнорировать горшок. То же самое, если ребенок только показывает, что хочет на горшок, но все за него делает мама.

В 18 месяцев ребенок начинает чувствовать позывы к мочеиспусканию и стремится показать это – вербально или жестами. Он дергает за штанишки, становится сосредоточенным. Другие критерии – малыш умеет самостоятельно снимать и надевать штанишки, проявляет негативные эмоции, когда на нем грязный подгузник, становится брезгливым.

Горшок должен быть один. Он должен быть устойчивым и физиологически удобным для ребенка. Не ставьте горшок среди игрушек, не покупайте горшки с музыкой или подсветкой – он не должен ассоциироваться с игрой. Не передвигайте горшок, пусть он стоит на одном месте и днем, и ночью. Если ночью ребенок просыпается по нужде, то идет к горшку на его обычном месте. За горшок можно только хвалить, ругать за оплошности нельзя.

В многодетных семьях дети учатся садиться на горшок быстрее, потому что перед глазами есть пример старших братьев и сестер. Чтобы помочь ребенку, сходите в гости, где есть малыш одного пола с вашим ребенком. На своем примере он покажет, что горшок – это удобно. Дома сажайте ребенка на горшок только при полном мочевом пузыре, чтобы сформировать связку «ощущение наполненности - горшок  - мочеиспускание». Как только ребенок сам, без вашей просьбы, сходил на горшок, убирайте дневные памперсы и надевайте обычные трусики. Оставляйте ребенка на ночной сон без памперса только после двух недель без дневных промашек.

И в заключении, каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», двенадцать часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

Список используемой литературы:

1. Жарикова Н. Что рассказать родителям новых воспитанников на собрании. Готовый сценарий. //Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2020. - № 8. – с. 46-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»

- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....

Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции

Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...