Консультация для родителей «Речевая азбука для родителей дошкольников»
консультация (младшая группа)

 Рекомендации родителям «Приемы игровой деятельности для общения с собственным ребёнком»

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей                              «Речевая  азбука для родителей и дошкольников»

                                               Подготовил воспитатель: Шилова А.В.

 Семья - это источник, который питает человека с рождения. Сегодняшний наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи. Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:                                                                                                                                                    - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;                                                                                                                                    - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.                                                                                                                                                                                                                                      Основные задачи речевого развития детей:                                                                                        - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;                                                                                                                                                   - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).                      Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.                                                                                                   

    Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие в 4 года, говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.                                                                               Так, как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека, с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.                                                                                                                                        

  К. Чуковский: «Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный».                                                                                                                         Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются:                                                                                                                                                        - Формирование активного словаря детей;

- Расширение понимания речи взрослых.

Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребёнка. Нужно побуждать ребёнка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?

Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

- много говорить самому;

- следить за темпом речи;

- выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

- не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

• Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

• У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.

• У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

• В речи появляются сложные формы предложений.

• Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.

• В большинстве случаев дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.

«Приемы игровой деятельности для общения с собственным ребёнком» 

  Ученые доказали, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны. Объясняется это просто – в головном мозге речевые и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при развитии моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, у него развита память, внимание, воображение, имеет связную речь. А чтобы способствовать развитию мелкой моторики рук, с ребенком надо играть в развивающие игры. Предлагаю вернуться в счастливую страну под названием «Детство» и поиграть

1. Игры с пальчиками - это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладошки», «Семья». Хочу познакомить вас с новыми играми.

«Большая стирка»                                                                                                                                      С мамой мы белье стирали, ребенок трет один кулачок о другой В речке вместе полоскали. ребенок водит раскрытыми ладонями вправо- влево Выжали, повесили ребенок сжимает и разжимает кулачки – То-то стало весело! ребенок выполняет круговые движения рук- ладошек

«Пирог»                                                                                                                                                         Тесто ручками помну, ребенок сжимает и разжимает пальчики Пирог я сладкий испеку. Серединку смажу джемом, ребенок выполняет круговые движения ладошками. А верхушку сладким кремом, ребенок водит по ладошками по полости стола. И кокосовою крошкой Я присыплю пирог немножко, ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук. А потом чай заварю, В гости друга приглашу

«Кошки-мышки»                                                                                                                                Мягко кошка, посмотри, пальчики на обеих руках сжаты и лежат на столе. Выпускает коготки, ладонями вниз; затем тихонько разжимает кулачки и легонько их сжимает, разводя пальчики в стороны и сжимает. – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, все пальчики правой руки медленно шагают по столу Половиц не слышно скрипа, (кошка крадется) Только мышка не зевает, Вмиг от кошки убегает, пальчики левой руки убегают (мышка убегает), пальчики правой руки движутся вперед.

2. Массаж пальцев и ладоней.                                                                                                            Наши пальцы связаны с внутренними органами и мозгом, а массаж пальцев и ладоней развивает мелкую моторику: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.      

Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики. Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз - соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.

«Очки»                                                                                                                                                           Делаем колечки из больших и указательных пальцев, и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.

«Пальчики»                                                                                                                                     Пальцы руки сжаты в кулачок, Обращаясь к большому пальцу, постепенно разжимают все пальцы по очереди, начиная с указательного. Пальчик, пальчик, Где ж ты был? С этим братом в лес ходил, С этим братом суп варил, С этим братом кашку ел, С этим песенки я пел.

3. «Дидактические игры»                                                                                                                               Дидактические игры для развития речи учат ребенка различать и группировать предметы по их принадлежности и выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.

«Угостим зайца и зайчонка»                                                                                                Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»:                                         «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик,  перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.                   Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»

«Подскажи словечко»                                                                                                      Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово. В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры). Из земли выкопали крупный, желтый…(картофель). В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь). Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).

4. «Гимнастика для язычка»                                                                                         Гимнастика язычка – нашим детям очень необходима. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Объединяет простые движения в сложные

«Трубочка»                                                                                                                                     Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Кто играет на гитаре, А Денис на дудочке, Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой.                                                                                 «Часики»                                                                                                                                                     Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. У Дениса есть часы – Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу и хотят догнать друг друга.

«Качели»                                                                                                                                                   Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. Язычок – вверх и вниз – На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко. До чего же хорошо Весело Дениске!

5. «Сказки»                                                                                                                             Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с детства нам всем хорошо известно это выражение. Наверное, нет ни одного малыша, который бы был равнодушен к сказке. В наше время сказка используется как терапевтическое средство, позволяет решать ряд задач: отношение между сверстниками, родителями и детьми – определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации; развитие речи. Дети любят играть в театр – это хорошо развивает моторику рук и речь. 

6. «Скороговорки»                                                                                                         Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте её интонацией. Главное—не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было  интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пусть закончит её. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.

Течёт речка, печёт печка. У ежа - ежата, у ужа - ужата. У редьки и репки корни крепки. У четырёх черепашек по четыре черепашонка. На дворе трава, на траве дрова. Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щёчки, нос. От топота копыт пыль по полю летит. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей. И, напоследок, хотелось бы сказать: «Следите за Вашей речью, она отражает то, что Вас наполняет».                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителейдошкольников. "Посеешь привычку-пожнешь характер"

   Консультация для родителей дошкольников«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Пос...