Мастер класс для родителей "Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Кобко Кристина Даниловна

Мастер-класс для родителей на тему: "Арт-терапия ак средсво развития коммуникативных навыков с исползованием технологие ОТСМ-ТРИЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ18.75 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

На сегодняшний день проблема социально-личностного развития ребёнка в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной, поскольку в современном обществе часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели используются такие методы и приемы как:

- Коммуникативные  игры;

- Изучение эмоциональных состояний;  

- Работа с цветом;

- Изотерапия;

- Игротерапия;

- Музыкотерапия.

  Используя приемы арт-терапии, игротерапии, изотерапии во взаимодействии с ребенком, воспитателем, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справиться с различными проблемами, например, с такими как:

  1. Повышение тревожности, неуверенность в себе;
  2. Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и взрослыми;
  3. Агрессивности, импульсивности в поведении;

Неадекватность самооценки (заниженная или завышенная).

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.

Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.

Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:

Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.

Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.

Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.

Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту.

Только детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;

2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного)общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т. д. ;

3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;

4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);

5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);

6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);

7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово»«Изобрази настроение» и т. п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);

8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;

9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);

10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);

11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице, правилам поведения со взрослыми.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

Так же для развитие коммуникативных навыков представляю вашему вниманию игру «Цвет настроения», которая поможет ребенку в осмысление своих действий и выстраивания свое поведения при возникновение конфликтов.  

Игра проводится с применением колец Луллия.

На малом круге расположены изображения цветового спектра светлых и темных оттенков. На среднем круге – значок пиктограмма обозначающие эмоции. На большом – сюжетные картинки. Ребенку необходимо собрать все 3 круга в зависимости от сюжетной картинки, которая ему попалась.

Например: на большом круге попалась сюжетная картинка где изображен мальчик, который толкнул девочку в лужу, ребенок выбирает персонажа например мальчик в среднем круге подбирает пиктограмма к эмоциональному состоянию мальчика, а в малом круге подбирает цвет (мальчик – злиться-  красный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителяй "Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс с родителями по экспериментированию в старшей группе (5-6 лет)...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Группа раннего возраста.Цель мастер-класса:Помочь родителям с минима...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста дома, на улице и на даче»

Формирование у родителей компетентности в области организации познавательного развития детей в домашних условиях....