Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста дома, на улице и на даче»
материал (младшая группа)
Формирование у родителей компетентности в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста дома, на улице и на даче»
Подготовила: Солнышкова Е.А.
Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.
Задачи:
- раскрыть важность познавательного развития детей;
- научить родителей осуществлять экспериментальную деятельность познавательного характера;
- рассказать о средствах познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Оборудование: три стола. На первом столе: пластилин, шприц, емкость с горячей водой, картон. На втором столе: кусок пенопласта, несколько чеков, палочки от чупа-чупсов и тазик с водой. На третьем столе: бумажное полотенце, фломастеры, цветы из бумаги, емкость с водой.
Ход мастер-класса.
Уважаемые родители! Вчера я наблюдала такую картину: Папа вышел с девочкой погулять. Папа видимо раньше не выходил гулять с ребенком. И вот, что я слышу: «Отойди от горки, она грязная. Не лезь в песочницу. Выброси палку. И вообще выйди из песка, наберешь полные сандалии песка».
Особое значение для развития личности дошкольника играет разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. На улице он поднимает камни, ходит по луже, садится в мокрый песок. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост. Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления.
Давайте проведем небольшой опрос, чтобы узнать, интересен для вас наш мастер-класс:
- Поднимите руки те, кто разрешает детям играть в песке?
- Поднимите руки те, чьи дети любят играть у воды?
- Поднимите руки те, кто требовал, чтобы ребенок отошел от лужи?
- Поднимите руки те, кто предложил ребенку побросать камушки в воду?
- Поднимите руки те, у кого есть дача? А теперь опустите те, кто не разрешает ребенку копаться в земле?
- Поднимите руки те, кто пускал вместе с ребенком кораблики в луже?
- Поднимите руки те, кто ругал ребенка за то, что он испачкался на улице?
- Поднимите руки те, кто вместе с ребенком месит тесто и лепит пирожки?
- Поднимите руки те, кто считает, что ребенку полезно познавать мир экспериментальным путем?
Итак, мы видим, что все родители разные. Кто-то следит за чистотой ребенка в ущерб его познавательному развитию. А кто-то может предложить ребенку капать каналы возле лужи, чтобы вода протекла дальше. Ну и что, если ребенок немного испачкается. Зато это так интересно, пускать в луже самодельные кораблики с парусами, которых гонит ветер сначала к одному берегу, а затем к другому.
Нет, я вовсе не призываю растить детей грязнулями. А только дать им шанс на познание этого огромного и увлекательного мира. Ведь, когда вы работаете на даче, у вас тоже пачкаются руки и брюки. Вы же не ругаете себя?
Кстати – познавательное развитие на даче детей – это тоже очень полезно. Если у вас нет дачи, заведите хотя бы огород, где ребенок сам будет сеять семена редиски, а потом выдергивать ее с красным плодом на конце. Так ребенок узнает, как растут овощи. И на даче необходимо дать волю и самостоятельность ребенку: «Вот твоя грядка. Вот твоя лопатка. Смотри, как делает мама и делай сам». Только так. А не так: «Не топчи грядку. Дай сюда. Сколько раз я тебе говорила…» Нет. Так нельзя. А возле грядки обязательно прикрепите табличку с этикеткой редиски. Чтобы ребенок знал, что это его грядка. Потому что в следующий раз, когда вы приедете, малыш сможет не найти его грядку. А вы как считаете? Вы согласны со мной?
Родители обмениваются мнениями.
Давайте перейдем теперь к практической части. Вы сидите за тремя столами.
Давайте рассмотрим, как организовать игры с целью познавательного развития детей.
Хорошим средством познавательного развития является организация экспериментов. Эксперименты – это очень увлекательное дело.
Вам предлагается выполнить практические эксперименты.
Родителям за первым столом предлагается эксперимент «Цветные спагетти».
У вас на столе: пластилин, шприц, емкость с горячей водой, картон.
Подумайте, как с помощью этих средств можно приготовить цветные спагетти. И придумайте, как можно их использовать для создания объемных картин из пластилина.
Родители выполняют эксперимент.
Родителям за вторым столом я предлагаю сделать что-то. Отгадайте что? У вас на столе: кусок пенопласта, несколько чеков, палочки от чупа чупсов, бумага и тазик с водой. Что можно сделать из этих предметов?
Верно, кораблик. Выполняйте. Посмотрим, у кого получится самый лучший кораблик. А у кого самый быстроходный.
Родители изготавливают кораблики из бросового материала. Кто-то делает кораблик из бумаги.
Родителям за третьим столом я предлагаю провести ряд экспериментов с водой. Посмотрите на предметы: бумажное полотенце, фломастеры, цветы из бумаги. Емкость с водой.
Опыт 1. Берем лист бумажного полотенца, складываем по полам. Рисуем рисунок фломастерами. Закрываем другой половинкой и рисуем контур. Опускаем рисунок в воду и наблюдаем за проявлением цветного изображения на белой поверхности.
Опыт 2: «Цветы в воде». Бумажные светы (лилии) с согнутыми краями поместить в емкость с водой. Наблюдать, как лепестки медленно опускаются в воду. Вопрос: почему это происходит?
Родители делают вывод.
Теперь родителям за каждым столом предлагаю подвести итоги вашей работы. Расскажите, что вы делали, покажите другим родителям.
Родители демонстрируют свои результаты.
Вопрос к первому столу: как вы сделали цветные спагетти?
Ответ: пластилин разогрели, поместили в шприц, нагрели с помощью горячей воды.
Вопрос ко второму столу: какие вы изготовили кораблики? Дули вы на них? Что наблюдали? Как вы думаете, почему кораблик с парусом плывет дальше, нежели бумажный кораблик?
Вопрос к третьему столу: какие вы делали опыты? Почему лепестки у цветка раскрылись?
Обмен мнениями.
Вопросы:
- Какие еще эксперименты с водой можно придумать?
- Какую игру можно предложить ребенку у воды, чтобы развить его познавательные способности?
В свободное время не забывайте почитать ребенку. Слово мамы или папы при чтении очень важно для ребенка. Расскажите ребенку русскую народную сказку «Колобок», а затем на кухне сделайте колобок из теста и выпеките его. Потом с настоящим колобком можно поиграть и даже съесть его.
А теперь, уважаемые родители, подведем итоги.
Кому понравился наш мастер-класс поднимите руки?
Кому проводимые опыты были интересны?
Кто захотел запустить кораблики с ребенком?
Итак, уважаемые родители. Играйте вместе с детьми в познавательные игры. Изготавливайте их совместно с вашим ребенком. Пусть малыш проявит творчество, фантазию. Поощряйте его стремление к самостоятельности. На этом наш мастер-класс подходит к концу. Какие у вас будут вопросы? Пожелания?
Обмен мнениями родителей.
Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565800-1421396315.jpg)
семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»
Тема: Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/10/picture-987986-1565468019.jpg)
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях».
Описание в файле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790962-1463330739.jpg)
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Группа раннего возраста.Цель мастер-класса:Помочь родителям с минима...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/03/picture-648958-1596470176.jpg)
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов с использованием Даров Фрёбеля...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/04/picture-1460959-1677891801.jpg)
Презентация, мастер - класс на тему самообразования: " Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"( 2022г)
Познакомить педагогов с приемами и методами экспериментирования....
Мастер- класс «Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/03/picture-1481051-1693749854.jpg)
Анкета для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Анкета для родителей«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста»...